06 Апреля 2021
Поделиться:

Почему в СССР трамваи были лучше и зачем они нам сейчас

6 апреля 1899 года состоялся запуск первого электрического трамвая в Москве. Тогда новый общественный транспорт, пришедший на смену конке, решил проблемы сотни тысяч жителей стремительно развивающегося и расширяющего свои границы города. О том, почему трамваи были так востребованы в СССР и почему они необходимы нашим городам сегодня рассказали урбанисты Илья Варламов и Максим Кац, авторы книги «100 советов мэру. Книга рецептов хорошего города».

Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом Варламовым Ильей Александровичем, либо касается деятельности иностранного агента Варламова Ильи Александровича 

Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом Кацем Максимом Евгеньевичем, либо касается деятельности иностранного агента Каца Максима Евгеньевича

 

До 80-х годов прошлого века европейские и американские города деградировали. Это произошло из-за массовой автомобилизации: человечество впервые столкнулось с проблемой пробок. Но решение этой проблемы оказалось контринтуитивным. Казалось, что надо строить больше развязок и расширять дороги. Общество видело заполняющие улицы автомобили и требовало от правительств: «Хотим больше дорог! Больше парковок! Смотрите, пробки! Надо больше дорог!»


На деле оказалось, что спрос этот удовлетворить невозможно ― чем больше строишь дорог и парковок, тем больше горожан покупают автомобили. И тогда нужно ещё больше дорог и парковок. Так получается замкнутый круг. В результате по улицам становится невозможно ходить пешком, не получается запустить эффективный общественный транспорт. <...>

В СССР проблемы массовой автомобилизации не было, потому что машин было немного и они стоили очень дорого. Когда американцы и европейцы разрушали транспортные системы своих городов, в СССР их, наоборот строили ― общественный транспорт был приоритетом транспортной политики. За счёт этого в СССР запустили разветвлённые трамвайные и троллейбусные системы, а в Москве создали прекрасное метро.

К 1990 году мы подошли с более развитой транспортной инфраструктурой, чем Европа и США: не было широченных дорог и развязок, не было многоэтажных паркингов, работали прекрасные системы общественного транспорта.

Но после распада СССР началась деградация. Электротранспортные системы стали плохо финансироваться, трамваи и троллейбусы состарились и превратились в громыхающие гробы на колёсах, а тем временем граждане покупали автомобили и требовали расширения дорог. Наши города стали повторять ровно те же ошибки, что США в 30-х и Европа в 60-х: мы уничтожали чистые и эффективные трамваи, но строили и расширяли магистрали.

Те города, в которых сохранились троллейбусные системы (Швейцария, Франция, некоторые города США и Канады) сохраняют и развивают их, так как это огромный актив при электрификации транспорта: можно запустить электробусы с зарядкой в движении.

Сегодня в большинстве городов городское хозяйство разрушено, много трамвайных и троллейбусных линий потеряно, однако во многих городах их ещё сохранили. Чем быстрее мы остановим деградацию и перейдём к развитию, тем лучше для нас.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство