06 Апреля 2021
Поделиться:

Почему в СССР трамваи были лучше и зачем они нам сейчас

6 апреля 1899 года состоялся запуск первого электрического трамвая в Москве. Тогда новый общественный транспорт, пришедший на смену конке, решил проблемы сотни тысяч жителей стремительно развивающегося и расширяющего свои границы города. О том, почему трамваи были так востребованы в СССР и почему они необходимы нашим городам сегодня рассказали урбанисты Илья Варламов и Максим Кац, авторы книги «100 советов мэру. Книга рецептов хорошего города».

До 80-х годов прошлого века европейские и американские города деградировали. Это произошло из-за массовой автомобилизации: человечество впервые столкнулось с проблемой пробок. Но решение этой проблемы оказалось контринтуитивным. Казалось, что надо строить больше развязок и расширять дороги. Общество видело заполняющие улицы автомобили и требовало от правительств: «Хотим больше дорог! Больше парковок! Смотрите, пробки! Надо больше дорог!»

На деле оказалось, что спрос этот удовлетворить невозможно ― чем больше строишь дорог и парковок, тем больше горожан покупают автомобили. И тогда нужно ещё больше дорог и парковок. Так получается замкнутый круг. В результате по улицам становится невозможно ходить пешком, не получается запустить эффективный общественный транспорт. <...>

В СССР проблемы массовой автомобилизации не было, потому что машин было немного и они стоили очень дорого. Когда американцы и европейцы разрушали транспортные системы своих городов, в СССР их, наоборот строили ― общественный транспорт был приоритетом транспортной политики. За счёт этого в СССР запустили разветвлённые трамвайные и троллейбусные системы, а в Москве создали прекрасное метро.

К 1990 году мы подошли с более развитой транспортной инфраструктурой, чем Европа и США: не было широченных дорог и развязок, не было многоэтажных паркингов, работали прекрасные системы общественного транспорта.

Но после распада СССР началась деградация. Электротранспортные системы стали плохо финансироваться, трамваи и троллейбусы состарились и превратились в громыхающие гробы на колёсах, а тем временем граждане покупали автомобили и требовали расширения дорог. Наши города стали повторять ровно те же ошибки, что США в 30-х и Европа в 60-х: мы уничтожали чистые и эффективные трамваи, но строили и расширяли магистрали.

Те города, в которых сохранились троллейбусные системы (Швейцария, Франция, некоторые города США и Канады) сохраняют и развивают их, так как это огромный актив при электрификации транспорта: можно запустить электробусы с зарядкой в движении.

Сегодня в большинстве городов городское хозяйство разрушено, много трамвайных и троллейбусных линий потеряно, однако во многих городах их ещё сохранили. Чем быстрее мы остановим деградацию и перейдём к развитию, тем лучше для нас.

Книги

Рубрики

Серии

Раздзелы

Издательство