17 Декабря 2024
Поделиться:

Почему в XIX веке любили пышные формы

И какую роль в этом сыграл турнюр. Кстати, у нас есть шикарный тест о стериотипах женской красоты. Готовы проверить знания?

«В конце XIX века людям, очевидно, нравилось смотреть на женщин с огромными задами» — такой громкой фразой Хизер Радке, автор книги «Взгляд назад: Культурная история женских ягодиц», коротко описывает женскую моду XIX века. Главным «аксессуаром», отвечающим за создание большой, нереалистичной женской попы, служил турнюр — особое приспособление, надеваемое под платье и меняющее фигуру. Однако, как считает Хизер Радке, никакая мода не возникает просто так — и всегда связана с контекстом эпохи. Откуда же возникла любовь к такой неправдоподобной, отчасти карикатурной форме ягодиц?

Все дело в быту и личной гигиене. Жизнь Англии начала XIX века сильно отличалась от того, что мы зачастую видим в кино и сериалах. Люди буквально толкались локтями в собственных квартирах — не пользовались отдельными уборными, семьи жили в тесноте, были серьезные проблемы с канализацией. Женские панталоны изготавливали с разрезами, чтобы малую нужду можно было справить, просто приподняв юбку. «Реальность тела, которую сегодня мы скрываем за закрытыми дверями спален и туалетов, была повсюду!» — и именно это привело к тому, что люди переизобрели ягодицы. Создали одежду, которая их преобразила, и задали моду на пышные формы.

Турнюр

«Зад ассоциируется с чем-то нечистым — процессом дефекации, фекалиями, анальным сексом, который в прошлом считался противоестественным. Это сложная часть тела... С помощью турнюра можно было создать безопасную, беспроблемную копию женского зада: лишенную ануса, освобожденную от „низких“ функций, идеальную по форме, а потому более привлекательную».

Чтобы разобраться в происхождении турнюра и стереотипах красоты конца XIX века, задали несколько вопросов Елизавете Скоробогатовой, персональному и корпоративному стилисту, автору лекций о моде и стиле. 

Турнюр погубило развитие транспорта

— Когда и зачем появился турнюр? Почему он стал популярен? 

— Основная легенда такова: Чарльз Ворт, первый (известный) кутюрье, увидел даму, моющую пол, которая собрала пышную юбку сзади так, чтобы она ей не мешала. Это и вдохновило его на платье с турнюром.

Вообще, турнюр — это конструкция из маленьких подушечек под платьем, ниже спины, которая придает фигуре сами-понимаете-какие очертания. Надо сказать, что Ворт не придумал этот прием с объемом сзади, он был известен еще в эпоху рококо. Основное различие в том, что во времена Викторианской эпохи объемная задняя часть была на достаточно узкой (по тем меркам, разумеется) юбке, в то время как для рококо характерна объемная пышная юбка. Поэтому точное происхождение останется загадкой.

Тем не менее однозначно то, что очертания, которые создавал турнюр, делали фигуру более форменной и привлекательной. И здесь, наверное, важно отметить, что мода никогда не существует в вакууме, она — следствие и побочный эффект политических и экономических событий. 

Викторианская дама глазами нейросети 

Например, в XIX веке была своего рода свадебная реформа и верховенство науки над церковью. И наука, и политика говорили: женщина — это бесправное, зависимое от мужа существо, которому природой заложено рожать детей, а не работать на заводе и участвовать в выборах. Одежда для «такой» женщины нужна соответствующая: подчеркивающая и утрирующая женские формы, неудобная для работы (да и для жизни, откровенно говоря) и привлекательная для мужчин. Корсеты, кринолины и турнюры — ровно это.

Популярность одежды 200 лет назад и сейчас формировалась совсем по-разному. Условно, тогда глобально был один силуэт и определенный набор деталей, где каждая имела смысл. И эта мода шла «со двора», но не того, о котором можно подумать, а королевского. В Викторианскую эпоху стали появляться модные журналы, а еще, благодаря росту промышленного производства, платья не отшивались на заказ, что долго и дорого, — их можно было купить в магазинах.

Поэтому распространению турнюра помогали витрины и журналы. Хотя популярность его была относительно недолгой — он просуществовал порядка 20 лет.

Викторианский журнал о моде

Именно развитие промышленности и транспорта его и погубило. С распространением железных дорог и поездов, где предполагалось сидеть достаточно долго, турнюр стал максимально неудобной деталью. Женщинам приходилось сидеть полубоком на бедрах, поскольку эта конструкция не давала возможности удобно расположиться. Есть масса карикатур на эту тему.

Корсет и белила из свинца

— Какие главные стереотипы женской красоты викторианской Англии вы бы выделили? И как одежда эти стереотипы подчеркивала, диктовала? 

— Немного затронула это, отвечая на первый вопрос. Итак, основное: женщина, как производитель детей, должна была обладать привлекательными формами. Не быть худой и в то же время пышной. Пышность ценилась только в груди и бедрах. Поэтому что? Конечно, корсеты, которые утягивали любую талию, создавая визуальную иллюзию и поднимая грудь. А кринолин и пришедший ему на смену турнюр формировали объем в бедрах. 

Позднее, во вторую половину Викторианской эпохи, стала цениться «целомудренная» красота — и на смену открытым рукам и декольте пришли глухие платья с высоким воротом и длинными рукавами. Но с корсетом и турнюром.

Корсет 

— Какие модные аксессуары конца XIX века больше всего негативно влияли на женское здоровье?

— Тут сложнее сказать, какие имели положительный эффект.

В одежде из антигероев это, безусловно, корсет. Если вы сегодня попробуете надеть настоящий корсет на шнурках (а не псевдокорсеты с резинками или крючками) и затянуть его как следует, едва ли выдержите несколько часов. А 200 лет назад в них ходили целыми днями: передавленные органы, грудь. Девушки падали часто в обмороки далеко не потому, что они были ранимыми натурами, а потому, что в корсетах ужасная нехватка кислорода, плюс в нем много не съешь. Голод и затрудненное дыхание — это почти спартанские условия, которые, очевидно, отрицательно  сказывались на здоровье. 

Кринолины — конструкции, которые достаточно много весили, и эта ноша была постоянной. Спина и ноги/бедра сильно уставали от такой нагрузки. А если обратиться к бьюти-стандартам, то вообще становится страшно. 

Викторианские белила 

Чтобы быть красоткой, нужно было обязательно иметь бледную кожу. И тренд на это запустил, вы не поверите, туберкулез… И чтобы добиться болезненного цвета лица, девушки с помощью лимонной или карболовой кислоты высветляли кожу, стирая веснушки. Чтобы сделать кожу бархатистой, а поры крошечными, предлагалось покрывать лицо раствором опиума на ночь, а по утрам сбрызгивать его настойкой аммиака. 

В арсенале средств, которыми викторианские красавицы пользовались ежедневно, непременно присутствовала аммиачная настойка, белила на основе свинца, пудра из крахмала и талька — своего рода экокосметика.  Один только аммиак на лице мог вызвать ожог кожных покровов и спровоцировать аллергическую реакцию.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство