26 Августа 2021
Поделиться:

Поколение инженеров и архитекторов: Ёбург на музыкальной карте страны

Уральский рок – особое явление в отечественной музыкальной культуре. Вполне закономерно, что ему посвящен целый раздел книги Алексея Иванова «Ёбург» – книги о переходном состоянии города – от Свердловска к Екатеринбургу. В этой статье мы расскажем о пяти культовых явлениях уральской рок-музыки – поэте Илье Кормильцеве, группах «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и «Агата Кристи».

Книга Алексея Иванова «Ёбург» состоит из ста новелл о Екатеринбурге на сломе истории: сюжетов о реальных людях, которые не сдавались обстоятельствам и упрямо строили будущее. Эпоха перемен порождала героев и титанов, и многих из них вся страна знала по именам. Екатеринбург никогда не «выпадал из истории», всегда решал за себя сам, а потому на все жгучие вопросы эпохи дал свои собственные яркие ответы.

Эта статья рассказывает о пяти культовых явлениях уральского рока. Конечно, их было гораздо больше: прежде всего, тут следует назвать Свердловский рок-клуб, существовавший с 1985 по 1991 год и за эти шесть лет во многом определивший то, что слушали не только на Урале, но и далеко за его пределами. Историк советской и российской рок-музыки Андрей Бурлака в «Рок-энциклопедии» писал о том, что поэт Илья Кормильцев, композитор Александр Пантыкин и создатель Свердловского рок-клуба Николай Грахов – три кита, «на которых и зиждилось всё здание уральского рока». Поговорим о том, что же это было за здание.

«Свердловские рокеры вовсе не были "поколением дворников и сторожей". По большей части они были поколением молодых инженеров и архитекторов. Не фрики, не маргиналы и не мученики, а более-менее благополучные и воспитанные ребята. Их поддерживали мощные вузы, и рокеры не были этакими сектантами. Правильнее сравнивать их не с катакомбными христианами, которых империя терзала на гладиаторских аренах, а с художниками-импрессионистами: элита считала их неумёхами, да и сами они вроде только пьянствовали, обнимая своих подружек, — и тем не менее создали новый язык для новых буржуазных ценностей». (Алексей Иванов, «Ёбург»)

Явление первое: «Урфин Джюс»

Группа «Урфин Джюс», названная именем героя сказки Александра Волкова, появилась в 1980 году, но у неё, как у многих других коллективов, была своя предыстория. В середине 1970-х в Свердловском Архитектурном Институте Александром Пантыкиным и Игорем Скрипкарём была создана группа «Сонанс», которая спустя пять лет раскололась на две: «Трек» Скрипкаря (вокалисткой в ней была Настя Полева) и «Урфин Джюс» Александра Пантыкина.

У Группы «Урфин Джюс» странная судьба – она относительно малоизвестна за пределами Урала, да и существовала на фоне многих других совсем недолго, однако за эти годы успела оказать влияние едва ли не на всех представителей свердловского рока.

«Группу "Урфин Джюс" все знали и весьма уважали, но она если и гремела, то внутри своей тусовки. Не греметь вообще было особенностью Пантыкина. На первом фестивале САИ "Урфина" поддержало только жюри, потом в СССР начался зажим рок-движения, а потом "Урфин" разросся в большую толпу, которая писала альбомы чуть ли не всем: и самому "Урфину", и Егору Белкину, и Насте Полевой, и раннему "Наутилусу" — он тогда был "Али-Бабой". Короче, на первом фесте СРК летом 1986-го "Урфин" ещё звучал, а потом как-то нигде уже не обнаруживался». (Алексей Иванов, «Ёбург»)

Знаковые альбомы:

«Путешествие» – 1981

«15» – 1982

«Жизнь в стиле Heavy Metal» – 1984

«5 минут неба» – 1989

Явление второе: Илья Кормильцев

Илья Кормильцев – поэт, переводчик с английского, итальянского и французского языков, издатель, музыкальный и литературный критик, писал все тексты для группы «Урфин Джюс», а ещё и для групп «Наутилус Помпилиус», «Настя» и других. Без преувеличения, автор главных текстов свердловского рока. Химик по образованию, поэт по призванию, нонконформист по убеждениям. Андрей Бурлака в «Рок-энциклопедии» отмечает в поэзии Кормильцева безупречный стиль и насыщенные литературными аллюзиями сюжеты.

В 1989 году «Наутилус» наградили премией Ленинского комсомола, но Кормильцев от неё отказался: он не мог брать государственную премию, критикуя в своих текстах государство: «Из гнева поэтов политики куют себе капиталы».

«Без Ильи Кормильцева советский рок был факультативным и маргинальным явлением позднего "совка". С Ильёй Кормильцевым советский рок ненадолго стал мейнстримом и навсегда — мощным финальным аккордом советской культуры…. Кормильцев — трагедийная фигура, но не только из-за раннего ухода. Он — блудный сын СССР. Не певец свободы, а бескомпромиссный индивидуалист. Он не выносил тотальность во всех её проявлениях: официозную советскую и офисную постсоветскую. Он не терпел тотальность власти и религии, моды и морали, он презирал новую тотальность набирающего силы московского консьюмеризма. В общем, он ненавидел всё, что может оказаться "скованным одной цепью"». (Алексей Иванов, «Ёбург»)

Явление третье: «Наутилус Помпилиус»

Название группы, как это часто бывает, появилось не сразу. В 1982 году Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий создали группу «Али-Баба и 40 разбойников», но имя не прижилось в среде свердловских рокеров. Через год её переименуют в «Наутилус», но вскоре обнаружат, что один «Наутилус» – созданный ушедшим из «Машины времени» Евгением Маргулисом – уже есть. Тогда Илья Кормильцев предложил расширить название: так появился Nautilus Pompilius (название вида моллюсков рода Nautilus). Сотрудничество с Кормильцевым стало для группы прорывным – популярность нарастала как снежный ком и к 1986–1989 годам достигла пика. Тем большим потрясением для поклонников группы в 1989 году стало известие о роспуске из-за разногласий Бутусова и Умецкого. Потом они, правда, помирятся и договорятся, но ненадолго. До 1997 года «Нау» просуществует уже в новом составе, собранном Вячеславом Бутусовым.

«В 1978 году в Свердловском архитектурном институте два первокурсника организовали рок-группу "Али-Баба и сорок разбойников". Аппаратура у группы была самодельная, как тогда говорили — годная только на то, чтобы остановки в трамвае объявлять… "Али-Бабой" и "разбойниками" были Дмитрий Умецкий и Вячеслав Бутусов... Угловатого неудачника "Али-Бабу" перелицевали в стильного симпатягу и дали ему загадочное имя Nautilus Pompilius. Быстро нашлись помощники, то ли энтузиасты, то ли мелкие мошенники: они подогнали аппаратуру — ритм-бокс, усилок и синтезатор Yamaha PS-55, по сути детскую музыкальную игрушку. И Бутусов с Умецким отрепетировали альбом "Невидимка"… Текст для одной из песен альбома "Невидимка" написал друг "Нау" молодой поэт Илья Кормильцев. Он показал Бутусову и Умецкому свои стихи. Когда Бутусов на дружеской попойке впервые исполнил под гитару "Взгляд с экрана", компания офигела, а Кормильцев обомлел. Стало понятно, что "Нау" с Кормильцевым — это супербомба; её часовой механизм вот только что завели, и он уже тикает». (Алексей Иванов, «Ёбург»)

Знаковые альбомы:

«Невидимка» – 1985

«Князь тишины» – 1989

«Родившийся в эту ночь» – 1991

«Чужая земля» – 1992

«Титаник» – 1994

«Крылья» – 1995

Явление четвёртое: «Чайф»

Группа «Чайф» образована в 1985 году Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым и Олегом Решетниковым. Шахрин рассказывает, что участник первого состава Вадим Кукушкин придумал название, «взяв за основу два слова: «чай» и «кайф». Так мы называли крепкий чёрный чай-чифирь, в огромных количествах поглощавшийся на репетициях». Шахрин и Бегунов познакомились ещё в школе – и уже там играли вместе в группе, аи после вместе поступили в Свердловский строительный техникум. Решетников присоединился к ним позже. В начале музыкальной карьеры Шахрин работал на стройке, а Бегунов – в милиции. На первом фестивале Свердловского рок-клуба группа выступила с большим успехом: «Понятно, что не на всех сейшнах и не во всех топах "Чайф" был лидером, зато он стал той командой, которая всегда получает «приз зрительских симпатий». "Чайф" влюблял в себя публику и сам оказался очень компанейским». (Алексей Иванов, «Ёбург»)

Стиль группы «Чайф» – это сочетание рока, регги, блюза и поп-музыки. После выхода в 1994 году песни «Оранжевое настроение» оранжевый стал неофициальным цветом группы.

«"Чайф" и Шахрин не лечат мозги и не учат жить — они живут здесь и сейчас. Витальность и подкупает. Как положено американской ритм-энд-блюзовой группе, они делают живой, открытый и свободный саунд. Танцевальный. С драйвом и с душой. Если в конце 1980-х "Наутилус", мрачный титан, создавал вечную музыку, меняя батарейки, то в 1990-х "Чайф", весёлый герой, без великой миссии занимался просто "подзарядкой батарей". Может быть, это был самый нужный голос эпохи». (Алексей Иванов, «Ёбург»)

Знаковые альбомы:

«Жизнь в розовом дыму» – 1985

«Субботним вечером в Свердловске» – 1986

«Оранжевое настроение» – 1994

«Пусть всё будет так, как ты захочешь» – 1995

Явление пятое: «Агата Кристи»

В 1985 году Вадим Самойлов, Александр Козлов и Пётр Май, выпускники одной школы в городе Асбест Свердловской области, основали ВИА «РТФ УПИ». В 1988 году к ним присоединился младший брат Вадима Глеб, и вскоре возник вопрос о переименовании. Так родилась «Агата Кристи», играющая хард-рок, глэм-рок, постпанк и готику.

Известность к группе пришла после записи второго студийного альбома «Коварство и любовь» (в который вошли композиции Viva Kalman!, «Пантера» и «Танго с дельтапланом»). Артемий Троицкий писал про них: «Молодые и бодрые, несущие заряд «Алисы» и настроение «Наутилуса». Большая надежда Свердловска». Музыканты выступили на третьем фестивале Свердловского рок-клуба и познакомились с Бутусовым и Макаревичем.

Альбом 1993 года «Позорная звезда» был одним из первых в истории отечественной рок-музыки, выпущенным на компакт-дисках. Песня «Как на войне» становится визитной карточкой группы и готовит «Агату Кристи» к оглушительному успеху, свалившемуся на неё после выхода альбома «Опиум».

В 2010 году «Агата Кристи» прекратила своё существование из-за расхождений в музыкальных вкусах и политических взглядах.

«На втором альбоме "Агата" уже предъявила публике фирменный образ капризных пижонов: драматичная опереточность Вадима, который выходил с начёсом и во фраке, и глумливая надменность Глеба, который на сцене сидел на стуле. Внешне "Агата" была очень театральна, эдакая рок-труппа; музыкально она существовала на перифразах разнородной классики; тексты были махровой литературщиной. В принципе, насколько революционен "Наутилус" был в советском модернизме, настолько же революционна "Агата" стала в послесоветском постмодерне». (Алексей Иванов, «Ёбург»)

Знаковые альбомы:

«Коварство и любовь» – 1989

«Позорная звезда» – 1993

«Опиум» – 1995

«Ураган» – 1997

Познакомиться ближе с культовыми уральскими рок-группами поможет наш плейлист на Яндекс.Музыке.

Книги

Новинка
Ёбург

Ёбург

Алексей Иванов
590 ₽

Рубрики

Серии

Раздзелы

Издательство