Проверка временем. Шамиль Идиатуллин — тогда и сейчас
Писатель отвечает на пять вопросов из старых интервью
В «Альпине.Проза» вышло переиздание дебютного романа Шамиля Идиатуллина «Мировая» (ранее был известен как «Татарский удар» или «Rucciя»). Решили задать автору пять вопросов из старых интервью (с 2015 по 2023 год) и сравнить нынешние ответы с предыдущими! Читайте о трех советах молодым людям, интересу к глубинке и нереализованных задумках.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает современной литературе? И в чем, возможно, ее перебор?(Портал Пиши-Читай, 2015)
— Умения рассказывать интересные истории про нас с вами здесь и сейчас, способности чувствовать, где болит, и тыкать в это так, чтобы все почувствовали.
— Если бы вас попросили дать молодым людям только три совета, которые потенциально могли бы изменить их жизнь к лучшему, какие бы это были советы? (Территория-L, 2018)
– А, ну это стандартно:
- Не пишите.
- Если начали писать, дописывайте.
- Никогда не платите за то, чтобы вашу книгу прочитали.
— Почти все ваши романы написаны про глубинку. Почему вам интересно писать про регионы? (РБК, 2019)
– Так я же сам человек из региона и всю жизнь регионами занимаюсь. Ну и интереснее это. К тому же многое от оптики зависит. Для меня как татарина Татарстан и Волга-Урал в целом вполне центр Земли, а периферия как раз то, что не в центре. Про официальные же столицы и без меня напишут.
— Есть задумки, которые так и не стали текстами? (Многобукв, 2020)
— Хе. «Задумки» – такое слово-маркер, которое принято презирать, пусть и не столь интенсивно, как галантерейную лексику вроде «волнительный», «автоледи», «неплохое чтиво» или «мне отозвалось». В прошлый раз я удержался от этой ремарки, да? Я молодец.
По существу заданного мне вопроса могу сообщить, что всякий, наверное, регулярно придумывающий истории автор представляет собой ходячее или там сидячее кладбище идей, тем и сюжетов, которые никогда не будут написаны. Просто потому, что неохота, трудно, страшно или еще успеется – но в основном потому, что генерируются идеи на автомате и пачками, а доведение их до уровня, достойного воплощения, а тем более расписывание в текст – отдельный и лично для меня, например, довольно тягостный труд.
Так что действуем по-прежнему: все пришедшие в голову сюжеты, темы и повороты записываем, чтобы тут же забыть. А вот если какая-то не забывается, обрастает мясом и принимается душить – вот тут беда: придется писать.
— Вы всегда говорите, что писатели, как и журналисты, должны писать о том, что происходит вокруг. Как писать про современность в нынешних обстоятельствах? (Год Литературы, 2023)
— Протестую. Иногда я все-таки молчу. Все чаще, да.
Как – каждый решает для себя. Я вот так решил (см. первый ответ и последние тексты).