«Русскому актеру свойственна экзальтация». Интервью с актером и режиссером Владимиром Гасановым
Об актерском мастерстве, театральных школах и обновлении канона
Модно ли быть актером? Отличается ли зарубежная театральная школа от отечественной? Как понять мотивацию персонажа на сцене и в кино? К скорому выходу книги «Разбор роли» поговорили с Владимиром Гасановым — актером, режиссером, сценаристом, автором канала ЭтикаТеоретика.
Что ты готов отдать за успех
— На ваш взгляд, актер — все еще желанная и популярная профессия? Когда я оканчивал школу, у нас половина потока мечтала в театральный поступить.
— Да, это по-прежнему профессия мечты и желающих стать актерами меньше не становится. Но не все понимают цену, которую нужно заплатить за успех в актерском деле. Тут вопрос в мотивации. Зачем тебе это? И что ты готов за это отдать? Если ты хочешь стать профи, то тут придется вложить много энергии и времени. Если же хочешь просто получать внимание любого качества, то, наверное, есть много других, более надежных путей.
При всей привлекательности актерского дела я бы посоветовал начинающим актерам отнестись к этому серьезно. Это работа, в которой ты всегда должен поднимать груз внимания. Самоотдача просто необходима — можно сказать, что это неотъемлемая часть профессии.
— Насколько я знаю, есть несколько разных устоявшихся методик подготовки к роли. Что это за методики? И пользуется ли ими сейчас молодые актеры?
— Методики это хорошо, в них можно найти опору. Тут каждому самому решать, что использовать в работе. Это может быть и Станиславский с его аффективными переживаниями, и более действенный Майзнер, и Брехт со своим остранением. А можно просто — играть в игру. Дело в том, что при недостаточно осознанной подготовке к роли и отсутствии этой осознанности в моменте любые концепции бесполезны.
По моему опыту, в большинстве своем актеры просто учат текст и пытаются его присвоить, но этого недостаточно. Подход должен быть более объемный, в том числе и в интеллектуальном плане. Грубо говоря, нужно больше узнать о материале и о роли. Кто-то может подумать: как побочная информация может помочь актеру? Но в результате это видно, в теме актер или нет. Вложил он энергию или нет. Потому что актер не просто исполнитель, но и соавтор. Если быть просто исполнителем, то работа станет скучной, это может привести к выгоранию.
— Западная театральная школа отличается от российской?
— Западные подходы и школы тоже разные, но, судя по тому, что я вижу в кино, западные актеры более точные. Наверное, потому, что в хорошем смысле менее эмоциональные и более действенные. Русскому актеру свойственна экзальтация. Возможно, в некоторых случаях — это плюс. Но фундаментально эмоции никакого отношения не имеют к актерской профессии. Это всеобщее заблуждение, которое, к сожалению, все больше имеет место. Я буквально из всех концов слышу: актер равно эмоции. Все, что нужно актеру, — это осознанное действие и внимание. Амбиция тоже не помешает.
Как подготовиться к роли
— У себя в канале вы писали вот такую вещь: «Нужно вернуться к разбору мотивации, а потом направить энергию на точность и внимание к ситуации». То есть для того, чтобы лучше всего отыграть персонажа, самое главное — понять его мотивацию?
— Среди прочего да — понять мотивацию. Это на стадии подготовки. В моменте же необходимо все, что я упомянул в предыдущем тезисе: целенаправленное действие и процесс. Не имитация процесса, а настоящий процесс.
— Кстати, о канале: почему вообще решили начать его вести?
— Хотелось делиться своими мыслями и наблюдениями о работе актера. Была уверенность, что это может пригодиться другим актерам. Еще хотелось опровергнуть множество заблуждений и откровенных мифов об актерском деле.
— Топ-5 ошибок начинающих актеров!
-
Надеяться на интуицию.
-
Учить текст роли примерно.
-
Надеяться на обаяние.
-
Не доверять режиссеру.
-
Играть нетрезвым.
— А как вы обычно готовитесь к той или иной роли?
— В основном моя карьера состоит из театра, а во время репетиций спектакля ты обрастаешь информацией о персонаже — это и есть подготовка. В кино у меня не так много работ и специфика отличается. Там, где я играл, основной подготовкой было общение с режиссером и осознание его видения.
Также я часто использовал свой богатый жизненный опыт. Разгадывал внешнюю и внутреннюю мотивацию персонажа. Хороший способ для кино — сформулировать и прописать биографию персонажа. Это может показаться шаманизмом, но тем не менее является рабочим инструментом. Надеюсь самые глубокие подготовки к ролям у меня еще впереди.
— Насколько активное участие обычно принимает режиссер в придумывании ролей и создании образов? Как и чем он помогает актерам (да и должен ли помогать)?
— У каждого режиссера свой подход, и некоторые режиссеры ничего не говорят, а ищут в процессе. В основном режиссер — это чуть ли не главный создатель ролей и помощник для актера. Если мы говорим об авторских проектах. По большому счету можно создать персонажа исключительно реализуя задумку режиссера. Поэтому доверие к режиссеру — одно из основных благодетелей для актера.
— Вообще, современный театр требует следования какому-то канону в плане игры (со стороны актеров) и создания постановок (со стороны режиссеров). Или уникальные подходы и эксперименты ценятся больше?
— Мне кажется, сейчас все каноны переосмысляются, и театр в этом смысле более гибкий и отзывчивый. Эксперименты всегда расширяют культуру. Я же учился у Юрия Муравицкого, и, по сути, наша учеба, как и его режиссерский путь, состояла из экспериментов.
О новом взгляде на классику и выдающихся актерах
— Кстати, как вы относитесь к новому взгляду на классические пьесы: когда их осовременивают или просто находят новый способ показать что-то знакомое из Ибсена или Чехова? Или даже условные гоголевские «Игроки» (текст, который не был написан для театра).
— Нормально отношусь. Это же творческий азарт — как уже много раз поставленные известные всем пьесы интерпретирует тот или иной режиссер. Это вызывает интерес зрителя.
— Сейчас достаточно разных театральных ивентов: читки пьес, где участники могут попробовать себя в роли, мастер-классы и интенсивы по актерскому мастерству... И все эти мероприятия обычно весьма популярны. Почему к ним такой интерес, как думаете?
— Людьми движет интерес и тайна театра. Хочется понять технологию. По крайней мере, у меня был такой интерес, когда я начинал.
— Каких театральных актеров вы бы назвали самыми выдающимися? И что нового они привнесли в мир театра, чему у них можно поучиться?
— Новаторов не так уж много. Не ошибусь, если первым назову Михаила Чехова. Его опыт в виде знаменитой авторской методики стал наследием для многих актеров и режиссеров.
Аль Пачино — его путь от андеграундного театра к мировой известности не случаен. Его подход к работе основателен, а его игра делает даже неудачный фильм вполне смотрибельным. Кстати у него есть театральный фильм про то, как они ставят «Ричарда III».
Может быть, еще британский актер Марк Райлэнс.