20 Января 2025
Поделиться:

Сценарист Олег Маловичко: «Людей всегда тянуло заглянуть в бездну»

О тру-крайме, исторических деталях и писательском мастерстве

В «Альпине нон-фикшн» постоянно выходят тексты о сценарном и писательском мастерстве: «Уже смешно», «Диалоги — огонь!», «Дойти до точки». Так что объединяет кино и книги? Вместе с Олегом Маловичко, автором сценариев «Трассы», «Лихих» и «Нулевого пациента», разобрались, как отечественный кинематограф догнал Голливуд, зачем прозаику уметь сокращать текст и почему растет интерес к байопикам.

«Первый сценарий я написал, когда это не было моей профессией»

— Писатель и сценарист: это две разные сущности? Или особой разницы нет?

— Здесь нет единственного и окончательного ответа. Есть писатели, успешные в качестве сценаристов, и наоборот, есть сценаристы, свободно пишущие прозу — либо неспособные ее писать. Все индивидуально. Более того, непредсказуемо: автор может перемещаться из одного лагеря в другой волей случая, вдохновения. Есть и мастера двух миров, одинаково свободно работающие и в литературе, и в кино. Они, конечно, предмет зависти.

— Чему прозаику прежде всего стоит поучиться у сценариста?

— Умению структурировать историю, для меня это очевидно. Умению сокращать, передавать историю через действие. Да, я понимаю, что есть литература антиструктуры, но она работает, если предъявляет читателю другой манок, что случается редко.  Увы, чаще «сюжет в моей книге не главное» служит самооправданием автору, неспособному или не желающему работать с историей.

— Может ли в наши дни успех прийти к сценаристу или писателю после дебюта? 

— Конечно. Странно приводить в пример себя, но я послал свой первый сценарий полнометражного фильма на открытый онлайн-конкурс, не имея за плечами вообще ничего и трудясь на «нормальной работе». Сценарий заметили и купили, вскоре он стал фильмом «Домовой», что позволило мне, вкупе с другими обстоятельствами, сделать это своей профессией. Более того, автор вы с фильмографией или дебютант — это второстепенный фактор для продюсера, ему важно качество текста. Многие проекты авторов-дебютантов выстреливали в последнее время.

«Когда пишешь шутки, тебе должно быть слегка неудобно»

— Какие сейчас самые востребованные у аудитории жанры? 

— Нет такой вещи, как аудитория. Есть аудитория по возрастам, сегментам. Если говорить о всей аудитории разом — это масштабные истории-фэнтези на литературной или сказочной основе, со знакомыми публике героями, с сильной драмой и комедийной линией внутри. 

Наша индустрия дошла до той стадии, когда может давать сравнимое с глобальным качество специальных и постановочных эффектов при затратах впятеро ниже: двадцатимиллионная отечественная картина выглядит как стомиллионный аналог в Голливуде. 

На такие картины идет вся семья, но это не значит, что это самый востребованный у аудитории жанр — он, скорее, объединяет все сегменты, это, повод для семейного похода в кино. Другие жанры — нишевые — переместились на малый экран, но это не значит, что они менее востребованы.

— Комедийный текст — это непросто. Как бы вы прежде всего посоветовали работать с комедийными сюжетами? Что держать в голове?

— Я не то чтобы комедиограф, но мне приходится и много чужих сценариев читать, и свои пытаться хоть как-то вырвать из лап мрака. И чувствуется, когда автор пытается развеселить публику. Это всегда приводит к обратным результатам. 

Мне кажется, юмор всегда возникает — для меня, по крайней мере — при заходе на территорию непроговоренного, абсурдного, табуированного, стыдного для героя, на территорию наибольшей его уязвимости. Иными словами, вам должно быть не весело, когда вы пишете эти шутки, а слегка неудобно.

— Не могу не спросить как у сценариста «Метода» — откуда у публики неспадающий интерес к темам расследований, маньяков, к тру-крайму? И как делать такой контент интересным и запоминающимся, когда рынок им переполнен?

— Рынок не переполнен. Это устоявшийся жанр, он, как верно сформулировано в вопросе, вызывает у публики интерес, который не ослабевает. Это поджанр детектива и триллера, и неважно, сколько будет произведено в нем фильмов и сериалов — десять или сто, — выстрелит все равно один в год, его и будут смотреть. Что касается интереса и откуда он: людей всегда тянуло заглянуть в бездну, это способ знать и понимать зло, в первую очередь чтобы с ним бороться. Эти истории пропагандируют не насилие, а борьбу с насилием и злом, это две большие разницы.

«Людей интересует человеческая история внутри кино, а не экранизация “Википедии”»

— По мотивам «Нулевого пациента»: насколько в исторических картинах важна максимальная достоверность деталей? Или это просто художественная условность? Часто говорим об этом с писателями.

Все зависит от замысла автора. Всякий исторический фильм, вне зависимости от аккуратности деталей, несет посыл автора. Мы порицаем этого героя или восхищаемся им? Как мы оцениваем эту эпоху? Имеем ли право судить о ней с позиций настоящего? Вот главные вопросы, а не то, сколько петличек на воротнике и были ли они в этом году. 

Людей интересует человеческая история внутри кино, а не экранизация «Википедии», это главное. Достоверность деталей важна, но не первостепенна, доведись выбирать — сильная история с нарушением деталей или идеальное соответствие деталей при слабой истории, — я бы взял первое. Как и все мы.

— За последнее время выходит достаточно российских и зарубежных байопиков. Как думаете, чем вызван такой интерес к ним? И в чем формула успешного байопика: что в этом жанре главное, как думаете?

Могу судить только по собственному опыту, а он у меня был один, это сериал «Троцкий». Не знаю, можно ли считать его успешным, по формальным признакам — доля смотрящих, индустриальные призы — вроде да. Для меня главным было нащупать в мифе человека, созвучного вопросам сегодняшнего времени. Увидеть за легендой характер и драму.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство