24 Ноября 2021
Поделиться:

Следующая остановка — Поля Покоя: история и культура египетского царства мертвых

Каждая эпоха и народ имели о загробном мире свои представления. Авторы Ольга Колобова и Валерий Иванов, работающие под общим псевдонимом Олег Ивик, создали максимально полный гид по царству мертвых. К выходу книги «Вокруг того света: история и география загробного мира» мы решили рассказать об одном из самых интересных регионов потусторонних земель — царстве Осириса.

Поля Покоя
Добро пожаловать в Дуат, загробный мир Древнего Египта. История Дуата очень туманна, даже сами древние египтяне точно не знали, как он возник (или не сочли нужным оставить об этом хоть какие-то сведения).

Вероятнее всего, мы обязаны этим богу Ра, который, как известно, правил очень долго, но однажды, устав от власти, сказал «я ухожу» и создал самую первую обитель мертвых — Поля Покоя. Ра старался не ради усопших; прежде всего он думал о себе. Появление там других жителей стало для него настоящим сюрпризом (и не факт, что приятным). О том, что до Полей Покоя мертвые никуда не отправлялись, можно судить по тому, что в захоронениях, датируемых ранее V тысячелетия до н. э., покойники были лишены личных вещей, которые могли бы пригодиться им после смерти. Люди, умершие позже, уже вполне могли продолжать свое существование в загробном мире, потому что их заботливо снабжали необходимым имуществом.

Археологические данные говорят о том, что умершие брали с собой мотыги, кремневое оружие, гарпуны с костяными наконечниками и сосуды с пищей. Очень большое внимание в потустороннем мире, по-видимому, уделялось косметике, потому что множество египтян захватывали с собой сланцевые пластинки для растирания косметических средств и мешочки с малахитом, который применялся при их изготовлении. Глиняные дома должны были обеспечить их кровом над головой. А судя по глиняным моделям лодок, которые постоянно встречаются в могилах, египтяне собирались по дороге в царство мертвых переправляться через подземный (или небесный) Нил, — пишет Олег Ивик.

Мы не знаем, находились ли Поля Покоя на небе или под землей, однако можем быть уверены, что там были чудесные пасторальные пейзажи:

«И будут для меня тростники и травы там!»
(с)
Ра

Прокрасться в загробный мир
Древнеегипетские игры престолов, длящиеся, пока Ра блаженствовал на Полях Покоя, завершились тем, что к власти пришел бог Осирис. Его правление было ярким, но по старым меркам недолгим — какие-то жалкие 28 лет. Осириса убил его собственный брат Сет, а жена (и одновременно сестра) Исида не смогла воскресить любимого мужа. Зато она зачала от умершего и родила сына Гора, которому удалось вернуть к жизни отца. Правда, в мире живых Осирис в итоге провел не так много времени. Он снова отправился в подземный мир, чтобы впоследствии стать судьей мертвых.

Пробраться в загробный мир мог далеко не каждый смертный.

Мумифицировать умерших стали не сразу, однако при первых фараонах египтяне уже пытались сохранять в прежнем облике мертвые тела. Роскошь жизни после смерти полагалась богатым и знатным господам, которые могли обустроить сразу несколько загробных резиденций. Царица Мерьет-нейт, например, решила не скромничать и позаботилась о том, чтобы неподалеку от усыпальницы находился целый город мастеров. Рядом с собой она распорядилась захоронить кораблестроителя, художника, мастера по изготовлению ваз и целый штат прислуги. Разумеется, неподалеку находился и весь необходимый инвентарь.

Известны случаи, когда египтяне, которым вечная жизнь по статусу не полагалась, прокрадывались в загодя заготовленную чужую гробницу и подписывали под изображениями слуг свои имена, чтобы пробраться в загробный мир нелегально, — рассказывает в своей книге Олег Ивик.

Существовали и захоронения экономкласса. Так, бедняки, которых хоть как-то хоронили, могли взять с собой глиняную посуду, а те, кто не мог позволить себе реальных слуг, довольствовались их изображениями на стенах гробницы.

Судя по записям того времени, нищим людям не на что было рассчитывать в царстве мертвых, если они ничего с собой не прихватили. Их ждали голод, жажда и страшные мучения.

Египет мертвых и Египет живых
Несмотря на то что царем подземного мира был Осирис, покойными до конца эпохи Древнего царства ведал его сын Анубис. В то время как Осирис властвовал над подземным царством вообще, Анубис занимался именно умершими. Загробному миру было не чуждо ничто земное, и со временем там назрела революция. Многие египтяне стали сомневаться во власти Осириса, оставляя на стенах своих гробниц оскорбительные надписи и гневные выпады в его адрес.

Осирис не растерялся, и со временем любой переселенец в царство мертвых, прежде чем получить вид на жительство, должен был явиться на Огненный остров, где его сердце взвешивали на специальных весах (это были первые представления о Страшном Суде). Решение Осириса можно было обжаловать. Олег Ивик пишет о документе, согласно которому некий покойник, «вышедший с Огненного острова недовольным», ищет справедливости у Хентииметиу, одного из древних богов Дуата, который, очевидно, еще не подчинился Осирису.

В Египте живых тоже не всё складывалось гладко: власть первых фараонов на земле от царствования к царствованию ослабевала. Последним владыкой единого Египта эпохи Древнего царства был Пепи II, который привел страну к полной разрухе. Вскоре после его смерти Египет раскололся на несколько независимых, враждовавших друг с другом государств. В результате вражды большинство гробниц были разграблены, а мумии уничтожены.

Царство Осириса
В загробном мире тем временем окончательно установилось царство Осириса. Его авторитет уже никто не оспаривал.

На саркофагах, которые вкладывались один в другой, как матрешки, покойным лишь оставляли инструкции, как обойти «огненное озеро» и пробраться в царство мертвых с максимальным комфортом.

Поскольку карты и инструкции становились всё обширнее, тексты, которые писали на стенах саркофага, решено было выпускать на папирусе. Именно так возникла снабженная многочисленными картами, схемами и рисунками египетская «Книга мертвых». Каждый жрец сам писал покойникам инструкции, исходя из своих представлений о том, что ждет их после смерти. Свиток папируса клали в саркофаг, чтобы с ним можно было ознакомиться после смерти.

Сегодня основной свод «Книги мертвых» содержит и описание похоронной процессии, и гимны богам, и тексты, предназначенные для чтения во время заупокойных служб. Но главной целью «Книги» было проинструктировать умершего на его первых шагах в загробном мире: рассказать, как договориться со стражами, охраняющими врата Дуата, как избежать встречи с чудовищами, живущими на берегах «огненного озера», как войти в пристанище «ариту», где можно отдохнуть и набраться сил… — пишет Олег Ивик.

Во времена Нового царства загробный мир претерпел множество изменений, но одним из самых значительных стало возникновение некого подобия справедливости. Фараоны теперь представали перед судом так же, как и бедняки. Оставались и неизменные традиции: мертвого снабжали всем необходимым в быту, хотя это могло и не помочь грешнику, обреченному по результатам суда на съедение богине Амт.

Тело и душа
От сохранности тела умершего зависела возможность продолжить его существование в загробном мире. Известно, что грабители, промышлявшие в гробницах, старались уничтожить (например, сжечь) ограбленную мумию и саркофаг, чтобы не встретиться со своей жертвой после смерти. Самое страшное, что могло случиться с египтянином (казалось бы, что может быть страшнее смерти?), — уничтожение его мумии.

Земной суд для грабителей был ужасен: пытки, смерть, отсутствие захоронения, но преступники предпочитали рисковать, лишь бы покончить с мумией того, кого грабили. Грядущая месть умершего была более пугающей.

Конец царства Осириса
Царство Осириса в умах египтян «пало» с появлением первых коптских христиан. Несмотря на это, описание христианского ада по наполнению и «животному миру» (рассказам о чудовищах) сильно напоминает фауну подземного Нила.

Христианская коптская церковь назвала свой ад Аменти (буквально — «Запад»). Осирис в Аменти остался не у дел, но это уже совсем другая история.

Рубрики

Серии

Раздзелы

Издательство