17 Августа 2022
Поделиться:

Слова-на-свободе, завет супрематизма и другие арт-манифесты ХХ века

В течение ХХ века художники, писатели, мыслители и другие творцы создали множество манифестов — торжественных и провокационных высказываний. В книге «100 арт-манифестов» историк искусства Алекс Данчев собрал самые яркие и важные тексты, написанные представителями футуризма, дадаизма, феминизма, коммунизма и других художественных и политических движений. В этой статье мы расскажем о пяти манифестах, которые обозначили начало новых направлений в искусстве.

Основание и манифест футуризма, Филиппо Маринетти (1909 г.)

Идемте! Подожжем библиотечные полки! Отведем каналы и затопим музеи!.. О, как приятно наблюдать, как эти достопочтенные старые полотна, размытые и разодранные, уплывают прочь!..

Обложка книги Филиппо Маринетти Zang Tumb Tumb, 1914 г. Источник: arthistoryproject.com

Вместе с манифестом Филиппо Маринетти родился футуризм. Текст был опубликован на первой полосе Le Figaro 20 февраля 1909 года. Со страниц солидной французской газеты Маринетти кричал, что на смену старому искусству пришло новое — живое, восславляющее скорость и динамизм современности. В одиннадцати тезисах он изложил главные принципы футуристов: любовь к опасности, воспевание мужества и бунта, вера в красоту скорости и борьбы, жажда агрессивной деятельности, прославление войны и презрение к прошлому.

Маринетти не был живописцем, но был поэтом, философом, писателем, пропагандистом — и первым художником манифеста. Вслед за его радикальным заявлением появились другие, не менее провокационные. Одни только футуристы, среди которых были композитор Луиджи Руссоло и художник Джакомо Балла, за следующие несколько лет выпустили пятьдесят манифестов, многие из которых были вдохновлены Маринетти.

Если говорить о литературе, главным новшеством Маринетти был отказ от былых принципов построения текста. Уничтожить синтаксис, отказаться от прилагательных и знаков препинаний, сделать текст беспорядочным — вот к чему стремились поэты- и писатели-футуристы. Отсюда их знаменитый лозунг: «Слова на свободе!»

До сих пор литература превозносила созерцательную тишину, упоение и грезы. Мы намерены восславить агрессивную деятельность, беспокойное бодрствование, жизнь за двоих, пощечину и удар кулаком…

Мы хотим прославить войну — единственный очиститель мира — милитаризм, патриотизм, разрушительный акт либертарианства, прекрасные идеи, за которые стоит умереть, и презрение к женщинам…

Забравшись на самую крышу мира, мы вновь бросаем вызов звездам!

Манифест супрематизма, Казимир Малевич (1916 г.)

Искусство как умение передать видимое на холсте считалось за творчество. Неужели поставить на стол самовар тоже творчество?

Черный супрематический квадрат, Казимир Малевич, 1915 г. Источник: arthistoryproject.com

Манифест Казимира Малевича, отца концептуального искусства, иногда называют заветом супрематизма. Это живое размышление о природе живописи, полное афоризмов и библейского пафоса.

Малевич пишет о развитии искусства: когда первый дикарь попытался отразить себе подобного с помощью точек и палочек, он начал путь к искусству. Во времена Античности и Возрождения художники научились изображать мир натуралистично, но это не значило, что высшая цель искусства достигнута. В погоне за эстетикой и совершенством классические мастера потеряли связь с реальностью, а вот художники импрессионизма, кубизма, футуризма и супрематизма, как пишет Малевич, ищут новые формы, соответствующие современной жизни. Невозможно удерживать искусство в рамках прошлого.

Искусство натурализма есть идея дикаря — стремление к передаче видимого, но не создание новой формы… И между искусством творить и искусством повторить — большая разница.

Почему вы не надеваете костюмы ваших бабушек, когда вы млеете перед картинами их напудренных изображений. Это все подтверждает, что тело ваше живет в современном времени, а душа одета в бабушкин старый лифчик.

Все вы желаете видеть куски живой натуры на крючках своих стен. Так же Нерон любовался растерзанными телами людей и зверями зоологического сада. Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна.

К архитектуре, Ле Корбюзье (1923 г.)

Архитектуру душит привычка… Дом — это машина для жизни.

Двухуровневая квартира в Марселе, Ле Корбюзье, 1957 г. Источник: arthistoryproject.com

Мало кто повлиял на мир современной архитектуры так, как французский зодчий, писатель и теоретик искусства Ле Корбюзье. Он возвел в абсолют функциональность зданий, отказался от лишней декоративности и придумал типовую застройку, предполагая, что она может решить проблему социального неравенства и нерационального устройства городов.

Манифест Корбюзье провозглашает принципы нового архитектурного языка, который впоследствии именуют интернациональным стилем. Простые геометричные формы из бетона, стали и стекла, асимметрия, свободные планировки, естественное освещение и спокойные пастельные тона — такими Корбюзье видел идеальные дома, способные уберечь мир от революции.

«Стили» — это ложь. Стиль — единство принципов, которое наполняет все произведения эпохи и является результатом особого умонастроения. Наша эпоха меняет свой стиль каждый день.

У разных классов общества больше нет подходящего жилья — ни у рабочих, ни у интеллектуалов. Это вопрос строительства, важнейшего элемента равновесия, которое в современном мире нарушено, и решит его архитектура или революция.

Возвышенное — сейчас, Барнетт Ньюман (1948 г.)

Вместо того чтобы превращать Христа, человека или «жизнь» в храмы, мы строим [их] из самих себя, из своих собственных чувств.

«Муж героический и возвышенный», Барнетт Ньюман, 1950-1951. Источник: arthistoryproject.com

Барнетт Ньюман совершил революцию одним взмахом кисти. Разделив для удобства левую и правую части цветного холста малярной лентой, он почему-то решил закрасить ее рыжим цветом. Так появилась фирменная «молния» Ньюмана, одновременно соединяющая и разделяющая части полотна. Художник призывал творить так, будто живопись никогда не существовала раньше, а картина «Единство I» стала воплощением этого принципа. Часто Ньюмана причисляют к представителям абстрактного экспрессионизма, к которому также принадлежали Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко.

В манифесте Ньюман рассуждает о роли художника — он должен быть не интуитивным исполнителем, а оригинальным мыслителем. А для этого нужно избавиться и от тяги к прекрасному, которая вдохновляла классиков, и от породившего модернизм желания уничтожить эту красоту. Ошибка современных художников, по мнению Ньюмана, в том, что их искусство по-прежнему привязано к объективному миру, тогда как писать нужно «с нуля», из пустоты.

Современное искусство, оставшись без возвышенного содержания, оказалось неспособно создать новый возвышенный образ и отойти от ренессансных образов фигур и объектов, кроме как путем их искажения или полного отрицания ради пустого мира геометрических формализмов — чистой риторики абстрактных математических отношений, — и вступило в борьбу за природу красоты, будь то красота в природе или вне природы.

Образ, который мы создаем, — это самоочевидное откровение, реальное и конкретное, которое может понять любой, кто взглянет на него без ностальгических очков истории.

Я за искусство, Клас Олденбург, (1961 г.)

Я за искусство, которое влезает в дерьмо повседневности и все равно оказывается на высоте.

«Мост-ложка и вишня», Клас Олденбург, 1988 г. Источник: encirclephotos.com

Клас Олденбург — американский скульптор шведского происхождения и классик поп-арта, который придумал превращать повседневные предметы в гигантские уличные инсталляции. Его работы трудно не заметить: губная помада на гусеничном ходу в Йельском университете, 15-метровый мост в виде ложки с вишней в Миннеаполисе, огромная игла с нитью в национальных цветах Италии в Милане.

Поп-арт в Соединенных Штатах и Великобритании возник как реакция на абстрактный экспрессионизм. На смену серьезности и философской глубине беспредметного искусства пришла внешняя незамысловатость поп-арт объектов, которые создавали Энди Уорхол, Джаспер Джонс и Рой Лихтенштейн. Вместо концептуальных изображений на холстах появились знакомые всем артефакты массовой культуры. Эту идею простоты и уместности любого искусства и отражает манифест Олденбурга.

Я за искусство политическое, эротическое, мистическое, искусство, которое создает что-то новое, а не сидит на заднице в музее… Я за искусство, которое имитирует человека, которое может быть комичным, если нужно, или жестоким — каким угодно.

Я за искусство, которое расчесывается, которое подвешивается к каждому уху, которое накладывается на губы и под глазами, которое выбривается с ног, которое очищается с зубов, которое фиксируется на бедрах, которое натягивается на ногу.

Изображение обложки: Разворот «Шумное собрание» из сборника «Слова свободных футуристов», 1919 г. Источник: wikimedia.org

Книги

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство