Стихи, саблезубые котики и гравюры: новинки декабря
Собрали подборку книг «Альпины нон-фикшн» и «Альпины.Проза», которые вышли в декабре и выйдут до конца года!
Нон-фикшн
«Научное волонтерство: Делаем науку вместе», Александра Борисова-Сале и Яна Плехович
До 2020 года в России гражданская наука — совместная исследовательская работа ученых и обычных людей — оставалась заморской диковинкой, мечтой или даже миражом. Мечта сала реальностью в проекте «Люди науки», катапультировавшем гражданскую науку на страницы Форбс и в программу Десятилетия науки и технологий в РФ. Теперь в России есть сообщество энтузиастов гражданской науки: ученых и волонтеров, теоретиков и практиков, исследователей и преподавателей. Именно его силами подготовлена эта книга.
«Стихи и вещи: Как поэты Серебряного века стали иконами стиля», Екатерина Горпинко
Среди любителей поэзии едва ли найдется человек, который не хотел бы знать, как выглядели и что носили его любимые поэты. Многие помнят желтую кофту Маяковского, модную кепку Есенина, знаменитую челку Цветаевой или синее платье Ахматовой с портрета кисти Альтмана. Именно этих поэтов Серебряного века рассматривает Екатерина Горпинко, и каждому посвящена отдельная глава.
Выбор автора не случаен и основан не только на личных предпочтениях: героям этой книги удалось создать свой неповторимый, запоминающийся стиль, который проявился в том числе и во внешнем облике. Мода стала для них одним из способов самовыражения, и, как пишет автор, большинство предметов, попав в их гардероб, приобретали статус символа. Книга открывает новые грани личности прославленных поэтов и расширяет знания о культуре Серебряного века.
«Всё решено: Жизнь без свободы воли», Роберт Сапольски
Известный ученый, автор бестселлера «Биология добра и зла», объясняющего наше поведение с помощью науки, в новой книге исследует природу принятия решений с точки зрения нейрофизиологии, философии и психологии — и выдвигает решительные аргументы против свободы воли.
Как показывает Роберт Сапольски, все наши мысли и поступки обусловлены биологическими факторами и взаимодействием с окружающей средой — причинами, которые неподвластны нам. В мире без свободы воли концепция выбора и ответственности, понятия морали и справедливости должны быть полностью переосмыслены. Однако, по убеждению автора, признание предсказуемости и предопределенности нашего поведения и отсутствия свободы выбора может открыть нам путь к построению более гуманного и справедливого общества.
«Шерсть дыбом: Медведи-взломщики, макаки-мародеры и другие преступники дикой природы», Мэри Роуч
Что делать с лосем, переходящим дорогу в неположенном месте? Или с медведем, пойманным на взломе с проникновением? Триста лет назад животных, нарушивших закон, отдавали под суд, назначив им официального представителя. В наши дни, как выяснила популярная писательница Мэри Роуч, ответы нужно искать не в области юриспруденции, а в сфере науки — любопытнейшей дисциплины, изучающей конфликт человека и животных.
Вместе с читателем Роуч буквально ходит по пятам за криминалистами, расследующими нападения диких зверей на человека, за специалистами по конфликтам людей и слонов, за менеджером по работе с медведями... При этом, рассказывая о дикой природе, нарушающей человеческие законы, Роуч ничуть не меньше рассказывает о самом человечестве — и приходит к выводу, что когда дело касается «проблемных» животных, проблемой — как, кстати, и ее решением — чаще всего оказываются люди.
Увлекательная, остроумная и человечная книга «Шерсть дыбом» дарит надежду на гуманное сосуществование видов в бесконечно расширяющейся среде обитания человека.
«Эра млекопитающих: Из тени динозавров к мировому господству», Стив Брусатти
«Млекопитающие — самые обаятельные и любимые существа на планете», — утверждает известный палеонтолог, автор бестселлера «Время динозавров» Стив Брусатти. Возможно, что в них мы узнаем себя, ведь мы — млекопитающие, такие же, как мыши или медведи. Неудивительно, что вопрос о том, как и когда все они и мы появились, волновал человечество с древних времен. Если вспомнить, что Аристотель никак не мог решить, от кого произошли киты, а Дарвин на определенном этапе допускал, что их предки — медведи, можно догадаться, какой огромный путь проделали ученые, чтобы получить сегодняшнюю картину мира.
Теперь, благодаря новейшим открытиям и целому арсеналу методов, мы можем представить себе, как жили, дышали, двигались, питались, размножались, эволюционировали млекопитающие. В этой книге Стив Брусатти увлеченно и компетентно рассказывает их удивительную историю, которая началась около 325 млн лет назад.
«Полка: История русской поэзии», коллектив авторов
В это издание вошли статьи, написанные авторами проекта «Полка» для большого курса «История русской поэзии», который охватывает период от Древней Руси до современности.
Как древнерусская поэзия стала русской? Откуда появился романтизм? Что сделали Ломоносов, Пушкин, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова, Бродский и Пригов? Чем объясняется поэтический взрыв Серебряного века? Как в советское время сосуществовали официальная и неофициальная поэзия? Что происходило в русской поэзии постсоветских десятилетий?
«Диалоги — огонь! 15 сценарных и драматургических приемов», Юлия Тупикина
Какой диалог мы запомним? Живой, трогательный, острый, парадоксальный, глубокий, ироничный — тот, что приковывает наше внимание, цепляет за живое и рассыпается на мемы. Это ценный дар прозаиков, драматургов и сценаристов — уметь создавать такие диалоги и монологи, от которых невозможно оторваться. И мы как авторы можем этому научиться и сделать частью своего стиля.
Драматург, сценарист и преподаватель Юлия Тупикина в своей новой книге предлагает 15 глав — 15 инструментов, позволяющих превратить обмен репликами в нечто большее. Разбирая многочисленные примеры, автор показывает, какими способами достигаются глубина, объем, подтекст речи, как в беседе раскрываются характеры персонажей и особенности их взаимоотношений, как работают контрасты высокого и низкого, трагического и комического и за счет чего возникает доверие у читателя и зрителя. Книга «Диалоги — огонь!» поможет опытным и начинающих авторам настроить свою профессиональную оптику в деле создания выдающихся диалогов и даст обычному читателю и зрителю ключи к более глубокому пониманию фильмов, пьес и прозы.
Проза
«Исход», Оксана Кириллова
Рукотворный ад на земле разрушается — крах нацистского режима неизбежен. Сюжетные узлы романов «Виланд», «Инспекция» и «Число Ревекки» постепенно развязываются. Сходятся в одной точке события, произошедшие в середине и конце прошлого столетия. Гауптштурмфюрер Виланд фон Тилл, когда-то одержимый идеей расового превосходства, полностью меняет свои установки, увидев, что они сотворили не только с миллионами людей, но и с конкретной женщиной, его единственной любовью. В конце жизни у него не остается ничего, кроме осознания. Но за Виландом и его поколением следует новое, молодое поколение, попадающее в ту же ловушку. Выйдет ли когда-нибудь из нас яд античеловечности — и каким способом? «Исход» — заключительная часть тетралогии «Тени прошлого». Книга о любви, жертвенности и цене утраченных иллюзий.
«Глупый август», Гюнтер Грасс
Стихотворения и графика Гюнтера Грасса, собранные в этом издании, были созданы в Дании в конце лета 2006 года. Они представляют собой художественную реакцию Гюнтера Грасса на дискуссию, разгоревшуюся в СМИ вокруг публикации его мемуаров «Луковица памяти». Так, из разрозненных эмоций и впечатлений, появилась книга — арт-объект, где текст и иллюстрации образуют неразрывное целое.