Столица конструктивизма. Свердловск, Ёбург, Екатеринбург
В подразделении «Альпина.Проза» вышла книга Алексея Иванова «Ёбург», рассказывающая о переломной эпохе и жизни Екатеринбурга в 90-х. Прошлое и настоящее города объединяет, помимо прочего, его особенная архитектура. Рассказываем о десяти памятниках советского авангарда, без которых невозможно представить современную столицу Урала.
В подразделении «Альпина Проза» вышла книга Алексея Иванова «Ёбург». В новеллах о переломной эпохе автор раскрывает такие городские легенды, которые современным жителям мегаполиса трудно даже представить. Кажется, что Ёбург из 1990-х и современный технологичный Екатеринбург — не просто две ипостаси одного города, а два разных мира, объединяет которые лишь история. Но есть кое-что, что сделало столицу Урала самой собой, — авангардные здания, спроектированные здесь талантливыми советскими архитекторами в первой трети XX века, когда город назывался Свердловском. Представить его сейчас без Дома Печати или Белой башни невозможно, эти строения стали неотъемлемой частью облика города.
В 1920–1930-е в архитектуре развивалось новое направление — конструктивизм. Геометричные, практичные здания со строгими линиями и лаконичными формами встали на службу новой идеологии. Многие архитектурные решения конструктивистов связаны с утопической идеей коммунизма: фабрики-кухни, дома-коммуны, рабочие клубы, дворцы культуры строились ради комфорта общественной жизни.
На Урале таких зданий очень много — Екатеринбург считается центром конструктивизма и прячет на своих улицах немало произведений авангардного искусства. Мы расскажем о десяти зданиях, которые пережили не один десяток лет, формируя портрет и советского Свердловска, и Ёбурга 1990-х, и современного Екатеринбурга.
Дом обороны (архитектор Г. Валёнков, 1934)
Адрес — ул. Малышева, 31д. Фото: nashural.ru
Вокруг этого дома должен был раскинуться целый комплекс конструктивистских зданий: спортивный техникум, жилой сектор, спортзал, стадион. Достроить комплекс не удалось, возвели только клуб и административно-учебный корпус, но даже в таком виде проект принёс архитектору Георгию Валёнкову широкую славу.
Со стороны улицы Малышева дом напоминает гигантский корабль, на носу которого стоит настоящий самолёт. Во время строительства там поместили первый советский учебный биплан, затем его место занял ЯК-18, а после войны — спортивный ЯК-50. Дом обороны был символом победной мощи советской армии и флота. Во время Великой Отечественной войны в его стенах готовили добровольцев и военных инструкторов, многие из которых затем стали героями Советского Союза. В здании до сих пор размещается региональное отделение ДОСААФ (Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту).
Жилой комплекс Уралоблсовета (архитекторы М. Гинзбург, А. Пастернак, 1933)
Адрес — ул. Малышева, 21/1-5. Фото: Tatlin.ru
Комплекс Уралоблсовета — экспериментальный дом «переходного типа», в котором пытались реализовать идею частичного обобществления быта. Длинные коридоры связывают маленькие индивидуальные квартиры с пространствами общего пользования: столовой, прачечной, читальней, комнатами отдыха и т. д. Комплекс состоит из пяти корпусов, два из которых соединены между собой переходом — он связывает смотровую площадку на крыше корпуса №2 с клубной зоной корпуса №1. Фасады домов геометричны, лишены декоративных деталей и оснащены горизонтальными ленточными окнами.
Это единственный в Свердловске жилой дом, в котором использовались типовые жилые ячейки «F» — двухуровневые компактные квартиры площадью 27–31 квадратных метров. В таких квартирах скромные размеры подсобных помещений и спальни позволяли увеличить пространство общей комнаты-гостиной. Несмотря на перспективность планировки, двухуровневые ячейки требовали новой строительной технологии — железобетонного каркаса. Технология была слишком затратной, поэтому ячейки «F» использовали только в шести домах по всей России (в Москве такие можно увидеть в доме Наркомфина на Новинском бульваре). Комплекс Уралоблсовета проектировал ведущий архитектор советского конструктивизма Моисей Гинзбург. Хотя его прогрессивный метод строительства не обрёл популярность, построенные им жилые дома остаются уникальными образцами авангардной архитектуры.
Комплекс «Городок чекистов» (Архитекторы И. Антонов, В. Соколов, А. Тумбасов, 1931)
Адрес — проспект Ленина, 61/1-14. Фото: dodekanes.blogspot.com
Жилой комплекс НКВД, прославившийся как «Городок чекистов», — архитектурное воплощение идеи социалистического общежития. Четырнадцать корпусов городка занимают целый квартал, и в первые годы после постройки попасть на территорию можно было только по специальному пропуску. Однако внутри комплекса приватная жизнь была сведена к минимуму: в крошечных жилых квартирах не было ванных и кухонь — готовили и ели на фабрике-кухне или в столовой, стирали в общей прачечной, мылись в бане. В городке был медицинский корпус с аптекой, ясли и детский сад, клуб и универмаг — всё, что нужно для беззаботной жизни сотрудников Наркомата внутренних дел и их семей.
Гостиница «Исеть», которая в 1930-е служила общежитием для молодых и малосемейных чекистов, считается одним из самых известных конструктивистских зданий Екатеринбурга. Согласно одной из городских легенд, строения комплекса образуют советский герб: роль серпа играет гостиница «Исеть», молот можно узнать в очертаниях бывшего клуба НКВД им. Ф. Дзержинского (сейчас в здании расположен краеведческий музей), а жилые здания с балконами-эркерами образуют колосья.
Ещё одна интересная деталь сохранилась внутри здания бывшего клуба — мраморная винтовая лестница, над которой установлено перекрытие с пятиконечной звездой. Вопреки обычаю конструктивистская лестница закручена против часовой стрелки — это облегчало спуск в экстремальных ситуациях. Клуб играл исключительную роль в жизни всего городка: здесь обедали, знакомились и устраивали свидания, показывали кинофильмы и спектакли, проводили мероприятия. Кроме того, ДК работал агитационной площадкой — в 1937 году здесь судили «врагов народа».
Жилкомбинат НКВД «Дом чекиста» (Архитекторы И. Антонов, В. Соколов, 1932)
Адрес — ул. 8 Марта, 2, ул. Володарского, 6. Фото: fotokto.ru
Жилой комплекс «Дом чекиста» состоит из двух строений: четырёхэтажного П-образного здания и примыкающей к нему 11-этажной башни. После завершения строительства в 1932 году его переименовали во «Второй дом Советов». Вплоть до конца 1960-х годов он оставался самым высоким зданием РСФСР за пределами Москвы и был олицетворением достижений советской эпохи.
Второй дом Советов заметно отличался от других конструктивистских зданий: во-первых, его фасад украшен декоративными элементами стиля неоклассики и ар-деко, во-вторых, само назначение дома было особенным — он строился для новой элиты. В проекте дома гораздо меньше общественных пространств, зато квартиры просторные, с двумя и тремя комнатами. Большая часть квартир были коммунальными — на одну семью полагалась одна комната. Здесь жили семьи работников УНКВД, самые преданные и ответственные партийцы, военачальники, писатели, учёные, артисты, даже первые секретари Свердловского обкома КПСС. С 1972 по 1977 год в этом доме жил первый президент России Борис Ельцин.
На закрытой территории есть несколько дворов: парадный, с фонтаном и зеленью, и чёрный, асфальтированный. Помимо жилых помещений, в доме была комната для кинопросмотра, бильярдная, парикмахерская, столовая. Уникальной особенностью здания считался лифт, который работал с 7 утра до 8 вечера под присмотром профессиональных лифтёров.
Дом связи (Архитекторы В. Соколов, К. Соломонов, 1934)
Адрес — проспект Ленина, 39. Фото: tourister.ru
Дом связи — одно из немногих нежилых строений эпохи конструктивизма, которое до сих пор используется в соответствии с первоначальным назначением. В 1930-е годы здесь размещалось почтовое отделение, междугородная телефонная станция и телеграф, а сейчас здание занимает «Почта России». Первоначальная проектировка здания включала в себя радиотеатр на 800 человек, мастерские и комнаты для кружков, а также детский сад.
Главпочтамт был построен по всем канонам конструктивизма: строгое лаконичное здание с выраженной асимметрией стало украшением площади Труда. Главный элемент композиции фасада — девятиэтажный блок центральной лестничной клетки. Он объединяет восьмиэтажный угловой блок с балконом и шестиэтажный горизонтальный блок с разными по форме окнами: ленточными в нижней части строения и узкими вертикальными на верхних этажах.
Внутри здание тоже асимметричное: коридоры и переходы были настолько запутанными, что первым работникам почты приходилось записывать дорогу от одного кабинета к другому. Но сложнее всего было разобраться в расположении лестниц. Основные лестничные марши соединены между собой скрытыми винтовыми лестницами, при этом они вели на разные этажи не по порядку: например, с первого этажа можно было попасть на третий, минуя второй.
Фабрика-кухня завода «Уралмаш» (Архитекторы П. Оранский, Б. Шефлер, 1935)
Адрес — бульвар Культуры, 3. Фото: m.123ru.net
Свердловская фабрика-кухня при Уралмашзаводе была одной из самых крупных в СССР. Там готовили до 10 тысяч обедов в день, большую часть которых развозили по другим столовым. Здание состояло из двух корпусов: производственной части и торговой с витринными окнами, где продавали готовые обеды. Два корпуса соединяли подземные тоннели для перевозки продукции.
Водонапорная башня завода «Уралмаш» (Архитектор М. Рейшер, 1931)
Адрес — ул. Бакинских комиссаров, 2а. Фото: architectureguru.ru
Водонапорная башня находится в самой высокой точке района Уралмаш и считается неофициальным символом северной части Екатеринбурга. В конце 1930-х годов, когда в городе строился Уральский завод тяжёлого машиностроения, а вместе с ним — рабочий городок, строители столкнулись с нехваткой воды. Под озером Шувакиш в Орджоникидзевском районе был обнаружен источник артезианской воды, и в 1931 году неподалеку возвели водонапорную башню. Это было одно из первых железобетонных строений в городе, а объём бака башни на момент строительства был самым большим в мире.
Башню строили по эскизу архитектора Моисея Рейшера. Он вдохновлялся геометрией авангардных строений того времени: цилиндрический бак пересекается с прямоугольной пластиной лестницы, образуя замысловатую фигуру. Объект покрашен белой известью, за что и получил название «Белая башня».
Жилой дом товарищества «Уральский старожил» (Архитектор В. Парамонов, 1928)
Адрес — ул. Белинского, 8-10. Фото: commons.wikimedia.org
«Уральский старожил» — первый жилищный кооператив в Свердловске. Здание планировалось пятиэтажным, но из-за проблем с техникой и стройматериалами решили возвести только четыре этажа. Симметричный фасад, массивные балконы, ризалиты и трёхгранные эркеры, остеклённые лестничные клетки делают это здание узнаваемым образцом ранних конструктивистских жилых домов.
Хотя квартиры «Уральского старожила» были коммунальными, благоустроены они лучше многих других домов такого типа: к примеру, в каждой квартире были установлены большие ванны, чего не предусмотрено даже в Первом и Втором домах Совета.
Здание Уралснабсбыта (Архитектор Н. Жеманов, 1934)
Адрес — ул. Карла Либкнехта, 23. Фото: beardtravels.ru
В 1934 году Николай Жеманов спроектировал одно из самых крупных общественных зданий Свердловска — и по размеру, и по количеству работавших там людей. Шестиэтажное конторское строение состоит из трёх блоков разной длины с широкими симметричными окнами. Раньше в здании располагался трест «Уралснабсбыт», сейчас — Уральский государственный архитектурно-художественный университет.
Клуб железнодорожников имени А. А. Андреева (Архитекторы К. Бабыкин, Е. Балакшина, А. Ехауеким, 1929–1938)
Адрес — ул. Челюскинцев, 102. Фото: archi.ru
Клуб железнодорожников возник гораздо раньше, чем здание — ещё в 1917 году. В начале 1930-х, когда количество мероприятий и кружков клуба значительно выросло, известный свердловский архитектор Константин Бабыкин спроектировал огромное здание Дома культуры в стиле конструктивизма. Его строили в две очереди на протяжении десяти лет, а открыли только в 1940 году.
Новые веяния в архитектуре влияли на процесс строительства, поэтому проект здания видоизменялся в процессе: к конструктивистскому клубу Бабыкина пристроили большой зрительный зал в стиле неоклассицизма. В клубе читали лекции, проводили выставки и концерты, собирали всевозможные кружки и даже проводили спортивные соревнования, кроме того, там были библиотека и кинотеатр. Сейчас здание эксплуатирует ОАО «РЖД».