Тайна, стыд и Тень
Юнгианский аналитик о природе секретов
В книге «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» Майкл Слепян выделяет более 30 типов секретов и объясняет, откуда они берутся и как влияют на нас. Мы попросили Варвару Попову, юнгианского аналитика, филолога и писательницу, рассказать, как секреты связаны с понятием Тени и какие самые яркие примеры людей, зависимых от тайны, есть в сказках, мифах и популярной культуре.
Так стыдно, что хочется забыть
— Как можно объяснить секреты, которые мы храним, с точки зрения психоанализа? Откуда они берутся?
— Я бы сказала, берутся не от хорошей жизни. Обычно в категорию секретов попадают те качества, ситуации и события, которые маркируются нами как «плохие», «постыдные» и «ужасные». Тайна неразрывно связана со стыдом. Я бы сказала, что мы задействуем такие примитивные защиты, как расщепление и диссоциация. То есть буквально хотим забыть и спрятать свой секрет подальше.
— Настолько ли мы не можем контролировать бессознательное, как принято считать?
— Смотря что понимать под контролем бессознательного. Контроль может быть и иллюзией, которой тешит себя наше Эго. С бессознательным можно быть скорее в контакте, понимать закономерности его функционирования, улавливать его послания и говорить с ним на одном языке — символов и сновидений, например. Бессознательное может выступать как своего рода контейнер для наших секретов и тайных желаний. И то, как мы этим контейнером распоряжаемся, — действительно наша личная ответственность.
Тень как тайна: «Дом Дракона» и «Йеллоуфейс»
— Связаны ли секреты непосредственно с понятием Тени? И какие самые интересные истории о Тени (в сказках, мифах, поп-культуре) вы бы выделили?
— Безусловно, связаны! Тень — главный хранитель наших тайн и секретов. Я сама выделяю отдельное измерение Тени, которое так и называю «Тень как тайна». Причем тайны могут иметь, если можно так выразиться, разную этиологию. Некоторые тайны мы храним от других, а некоторые — от себя. Тайна не всегда может быть плохой. Например, пределы нашего потенциала могут быть позитивной тайной, до поры скрытой от нас самих.
Из интересных сюжетов могу назвать сказку Ганса Христиана Андерсена «Тень». Из последнего прочитанного могу отметить роман «Йеллоуфейс», где необходимость сохранить тайну подлинного авторства бестселлера толкает главную героиню на создание целой легенды, которую потом, разумеется, разоблачают мстительные хейтеры. Самый свежий и любимый пример динамики Тени в межличностных отношениях — это отношения Рейниры и Алисенты в «Доме Дракона». Героини выступают носительницами Тени друг друга: и в конечном итоге Алисента оказывается ровно в тех же ситуациях, что и Рейнира, и это ее здорово растит как персонажа.
Общественная мораль и тайны супергероев
— Майкл Слепян, автор «Скелетов в шкафу», пишет, что формирование секретов прежде всего связано с общественной моралью. А когда понятие морали кардинально меняется? И как на это обычно реагирует наша психика?
— Честно говоря, вопрос поставлен несколько широко и абстрактно. За последние десятилетия наша мораль меняется постоянно. Причем в обе стороны. Этика и Тень, согласно Роберту Джонсону, постоянно находятся между собой в динамических отношениях.
Наша психика склонна адаптироваться к изменениям. Сейчас многие ранее табуированные темы стали предметом публичных дискуссий. И это здорово. Наличие тайны сильно изолирует, а изоляция часто мешает здоровью и душевному благополучию.
Разумеется, перемены в общественных настроениях могут вызывать и сопротивление. Как правило, оно проявляется в поляризации, то есть делении на черное и белое, обесценивании и отрицании. Все новое демонизируется. Можно столкнуться и с идеализацией: например, кто-то вспоминает, как хорошо было в Советском Союзе. В любом случае между моралью и Тенью всегда существует некий диалог.
— Любая часть психики, мне кажется, так или иначе отражается в нашей культуре — в мифах, сказках, да просто сюжетах и нарративах. А где, на ваш взгляд, наиболее полно отражается понятие секрета и тайны?
— Я бы выделила несколько нарративов или тропов, связанных с тайнами. Вообще тайна часто выступает сюжетообразующим элементом повествования. Необходимость раскрыть тайну толкает героев на конфликты или поиски.
Например, сказочные сюжеты, где у героя или героини есть тайна или существует некое табу, как в Синей Бороде. Нарушение этого табу или раскрытие тайны влечет за собой развитие сюжета и последующую индивидуацию героя. Как мы помним, главная героиня Синей Бороды уже не смогла развидеть убитых предшественниц.
Еще один мой любимый сюжет про секрет — это легенда о фее Мелюзине, которая скрывала от мужа свой истинный облик. Когда супруг раскрыл ее нечеловеческое происхождение, то потерял ее навсегда. Так что, мужчины, не влезайте в богатый внутренний женский мир.
В художественной литературе могу привести в пример современный американский роман «Замок из стекла».
Современная гик-культура также активно эксплуатирует тему тайн, секретов и двойничества. Взять хотя бы Человека-паука: Питер Паркер вынужден хранить в секрете свою супергеройскую деятельность даже от самых близких и дорогих людей, опасаясь в том числе за их физическую безопасность. Секрет изолировал и тяготил его.
Когда встал вопрос о деанонимизации супергероев, между хорошими парнями вообще приключилась гражданская война.
В сериале «Пацаны» разрыв между персонами супергероев и их реальными мотивами и характером вообще доводится до абсурда: на самом деле суперы во вселенной «Пацанов» совершенно не заинтересованы в спасении мира и поддержании порядка — они просто винтики в огромной бизнес-корпорации, нацеленной в основном на прибыль и власть. Многие суперы на самом деле жестокие, беспринципные и опасные психопаты, лишенные эмпатии. И к этой тайне имеют доступ единицы.