Тишина, герой говорит: писательские секреты
Речевые портреты, саспенс и карнавал
Могут ли книжные герои говорить «как в жизни» и что делать, чтобы этого добиться? Постарались посмотреть на это максимально подробно! Вместе с Юлией Тупикиной, автором книги «Диалоги — огонь! 15 сценарных и драматургических приемов», и писателями издательства МИФ (Владимиром Ториным, Ритой Хоффман, Натальей Способиной) создаем речевой портрет персонажа и крадем приемы у сценаристов.
3 вещи, которым писатели могут научиться у сценаристов и драматургов для создания живых и запоминающихся диалогов:
Трансформация отношений
Писатели не всегда чувствуют драму, а ведь это основная материя, из которой шьют сценарий или пьесу. Итак, диалог должен как-то поменять отношения собеседников. Не когда-нибудь, а прямо во время разговора. Поговорили — и все стало не так, как прежде: заклятые враги стали закадычными друзьями (или наоборот), чужие люди стали родными (или наоборот), одиночество сменилось союзом, союз разрушился, или еще что-то произошло.
Разрушенное ожидание
Классный прием, знакомый также всем создателям стендап-комедии. Всего лишь нужно создать ожидание, а потом его разрушить. Допустим, Саша делает предложение Маше. Читатель должен быть уверен, что Маша скажет «да», чтобы потом услышать от нее «нет». Для этого мы можем создать в диалоге безмятежность, чтобы потом опрокинуть ее и устроить катастрофу. Или мы конструируем «Барби-мир», чтобы тут же, в диалоге, поменять его на «мир юрского периода». Создаем атмосферу марша Мендельсона и меняем ее на The Prodigy.
Карнавал
Особая средневековая оптика хорошо описана культурологом и литературоведом Михаилом Бахтиным, а нам она нужна для того, чтобы делать диалоги витальными, полными жизни. Для этого берем несколько карнавальных приемов: инвентаризацию, высокое-низкое (когда контраст добивается за счет смешения высокого и низкого стиля речи и проч. — Прим. ред.), хулу-хвалу. И привнося это в диалоги, мы можем добиться гротеска, широкого диапазона эмоций у читателей, смеха, оптимизма. Такие диалоги как будто предлагают читателям лучшие стратегии выживания посреди катастроф и создают запоминающийся стиль автора.
Как устроить подобное? Расскажет книга «Диалоги — огонь!»
Аутентичность
Несущественно, что именно говорит персонаж, ведь даже самая важная мысль, вложенная в неудачную реплику, может вызвать у читателя недоверие. Самое главное — это достоверность речи, она включает в себя как «внешнюю аутентичность» (соответствие сеттингу), так и «внутреннюю» (соответствие одних реплик одного и того же персонажа другим его репликам).
Внешняя: к примеру, эльфы в классическом фэнтези-сеттинге не должны применять наши научные и специальные технические выражения, такие как: «кровеносная система», «депрессия», «сексуальный», «бег с препятствиями» (если это не пародийное направление).
Внутренняя: необразованный бродяга не должен внезапно применять сложные выражения из высокопарного слога или переходить на профессиональную терминологию, даже если она входит в сеттинг и в его условный социальный статус (если это не осознанная часть образа). По-простому: обычный человек не ругается со специфической терминологией моряка, каторжника, башмачника, кузнеца (если не был прописан конкретный опыт или окружение).
Дети
Чаще всего детская речь менее сложная, чем у взрослых, — как минимум в контексте количества слогов в используемых словах. Лайфхак: все, что больше пяти слогов, сразу убираем (кроме тех случаев, когда это важно и нужно).
Также в детской речи не должно быть описаний взрослых стандартными для взрослых словами. Выражения вроде «мужчина среднего возраста» не стоит вкладывать в речь детей. При этом в детских репликах допустим так всеми нелюбимый эпитет «красивый». «Красивая тетя» — это детская речь. «Женщина среднего возраста» — нет. Из своего опыта в педагогике скажу, что для детей все, кто старше пятнадцати лет, — это взрослые, все, кто старше двадцати пяти, — старые. Это, конечно, условно и индивидуально, но от этого можно отталкиваться.
Ругательства
На всякий случай повторю классику: в вымышленных мирах, где не присутствует система райско-адских отношений, слова «черти», «дьяволы/дьяволицы/дьявольски прекрасные и ангельски убогие» и иже с ними не стоит употреблять ни в речи персонажей, ни и в словах автора. При этом ругательства также должны соответствовать эстетике и аутентике конкретного персонажа.
Эльф не может ругаться так же, как человеческий бродяга (если это не фишка). Но и перегибать не следует: перебор с велеречивостью и пафосом в ругательствах вызывает отторжение и создает пародийный характер. Также я бы советовал осторожно применять кальки наших устойчивых выражений. «Острый лист дерева маэрин мне в седло» — звучит нелепо, даже если это произнес эльфийский лорд.
Прислушайтесь к речи людей вокруг
Кто-то шепелявит, кто-то глотает звуки, кто-то без конца «блинкает», а кто-то через слово повторяет «короче». Это и делает речь живой. Пусть один ваш герой от волнения начинает говорить слишком быстро, а другой, разозлившись, понижает голос до шепота. Главное, не забудьте о введенной особенности по ходу истории.
Ребенок и взрослый никогда не будут говорить одинаково
Да, ребенок может копировать и вставлять в разговор умные слова, даже повторять интонации, но у него все равно будет свой язык. Все эти «не волновайся», «я запыханный» и тому подобное.
Среда и образ жизни влияют на речь
Это не только «бордюр» и «поребрик». Кто-то при случае процитирует рекламу, а кто-то — «Анну Каренину».
Подарите герою собственный голос
Ваш герой может говорить короткими, отрывистыми фразами, а может выкрикивать! каждое! слово! У героя должна быть собственная манера речи: кто-то говорит медленно, у кого-то в речи много слов-паразитов, а кто-то часто вставляет в свои реплики метафоры или словечки на иностранном языке. Например, если персонаж часто цитирует литературные произведения, это даст понять читателю, что он умен и любит читать. Главное, помните: стиль речи должен быть обусловлен историей героя и подкрепляться ею.
Используйте эмоции
Эмоциональная окраска речи — это мощный инструмент, который помогает читателю прочувствовать героя. В разных обстоятельствах герой и говорить будет по-разному. Например, если в спокойной обстановке он говорит уверенно и медленно, то в опасной или стрессовой ситуации может начать путать слова, делать большие паузы, заикаться — это подчеркнет его уязвимость, растерянность, добавит глубины образу.
Во время диалога герой не стоит столбом — помните об этом
Во время диалога герой может говорить одно, а делать другое. Его жесты и движения могут выдавать скрытые чувства, показывать переживания. Например, если герой говорит, что все в порядке, а сам нервно теребит что-то в руках, — это даст понять читателю, что на самом деле персонаж взволнован. Если герой резко меняет тему, читатель поймет, что он что-то скрывает. Не бойтесь показывать действия героя во время диалога — это поможет читателю увидеть его настоящие эмоции.