05 Февраля 2025
Поделиться:

В юморе нет правил?

Три рецепта смешного текста от Веры Сороки и Мальвины Гайворонской

 

Когда мы готовили этот материал, то ввели авторов в ступор своими вопросами. Потому что шутить в художественной прозе совсем не так просто, как может показаться! К выходу пособия по сценарному и писательскому мастерству «Уже смешно: Как писать комические тексты» попросили автора «Альпины.Проза» Веру Сороку и автора МИФа Мальвину Гайворонскую составить три правила смешного текста.

 

Правило номер ноль

Юмор (как и много другое) плохо работает по правилам. Шутка — это как раз слом предсказуемости. Установите у читателя ожидание, а затем переверните его. Это может быть парадокс, абсурдный поворот, остроумный диалог или даже каламбур — все средства хороши.

Правило номер один

Талантливый автор без иронии и, самое главное, самоиронии с меньшей вероятностью напишет хорошую книгу, нежели менее талантливый, но самоироничный.

Серьезное отношение к себе и собственному Творчеству (обязательно с большой буквы) невероятно энергозатратно — просто не остается сил на работу.

Сейчас пересматриваю «Секретные материалы». В первом сезоне Скалли вообще не шутит, Малдер пытается, но с трудом. Во втором сезоне сценаристы немного расслабились, и герои наконец-то начали стебать друг друга. Уровень сериала вырос в разы.

Правило номер два

Хороший книжный юмор должен быть тихим. Я не про тишину, которая повисает после неудачной шутки, я про отсутствие «будунс!» в конце и неоновой вывески «здесь смешно». Объясненная или плохая шутка, усиленная ее повтором, — это однозначный провал. Лаконичность и точность формулировок — наше все.

Я люблю, когда шутка аккуратная, без летающих тортов и оскорблений. Даже не шутка, скорее ее ощущение. Люблю черный юмор, но он для меня никогда не равен пранкам и переходу на личности. 

Люблю ироничные диалоги — своего рода интеллектуальный пинг-понг. 

С другой стороны, если вы пишете героя, который не должен понравиться, то пусть не сдерживается и шутит максимально убого и несмешно. 

Правило номер три 

В гомеопатических дозах юмор уместен практически всегда. Даже в невероятно трагическом повествовании. Очень часто юмор — просто защитная реакция, чтобы не двинуться окончательно в самые тяжелые времена. 

Юмор — главный показатель того, что мы всё еще живы. Ментально живы, разумеется, ведь я так люблю писать мертвецов, которые веселятся и действуют не по правилам. Категорически советую и нам так поступать.

 

Правило первое: в юморе нет правил

Юмор — это вам не шутки, порой холивары в нем еще жестче, чем при выборе кваса или кефира для окрошки: слишком уж пропорции и используемые элементы зависят от эпохи, национальности, личного бэкграунда и прочих факторов. Поскольку существуют различные оттенки шутки, есть и огромная пропасть между их адептами, и хотя Сашу Барона Коэна сложно перепутать с Пеламом Гренвиллом Вудхаусом, есть люди, для которых и тот, и тот «туповаты». Ваше чувство юмора никак не говорит о вас как о человеке, за него нельзя принижать, но нельзя и возвыситься за его счет. Да, интеллектуальный юмор уместен во все времена, но пока был жив Аркадий Райкин мир все равно нуждался в Фаине Раневской и ее «Странно, слова нет, а жопа есть».

Правило второе: ломайте ожидания об колено — и делайте это яростно

Шутка — это всегда противоречие: она имеет начало, простое и узнаваемое как три рубля (когда, кстати, вы в последний раз их видели?), а потом — неожиданную концовку, которая нас и смешит. Происходит это за счет внутренней обманки, усыпленной бдительности, не ждавшей, что некое слово/действие будет истолковано иначе по сравнению с общепринятым и что оно вынырнет к нам в совершенно другом контексте. Именно противоречие ожиданиям и создает шутку. И чем привычнее тема и фраза, тем ярче выйдет реакция на неожиданный финал.

Но где это «неожиданное» искать? Самый простой путь — в собственных эмоциях. Не секрет, что юмор — социально приемлемое проявление гнева и ярости. Ищите то, что вас волнует, тащите на свет все, что кажется странным, сложным, глупым или страшным, — и не бойтесь словесно лупить по этим монстрам снова и снова. Тренируясь подобным образом, вы уподобитесь боксеру, а в легком или тяжелом весе — зависит уже только от вас.

Правило третье: я сказала, что в юморе нет правил? Я пошутила

Да, для шуток нет запретных тем, но правила хорошего тона пока существуют. Конечно, вы сможете добиться от некоторых читателей смеха в любом из приведенных ниже случаев, но можете получить и кое-что менее приятное, поэтому этическую сторону юмора мы все же затронем.

  • Шутка как натянутый лук. Направил вверх — молодец, направил прямо — сомнительно, но окэй, направил вниз — получил стрелу в колено Считается, что шутить нужно «вверх» по социальной лестнице, а не «вниз»: смех над слабыми не делает чести, а шутки над коллегами, казалось бы равными автору острот, слишком легко превращаются в орудия мести.

  • «Кради как художник» значит «референсы — ок, обмазки забанены». Нынче интернет полон мемов, расхожих фразочек и комических ситуаций, казалось бы, заимствуй — не хочу. Но именно поэтому я настоятельно рекомендую вам не копировать их в свое творчество без острой на то нужды. Многие шутки, казавшиеся «народными», на самом деле имеют авторство, порой эти авторы еще живы — и в свою очередь имеют достаточно крупную фанбазу, чтобы об этом вам сказал каждый третий. Я не призываю вас в панике перепроверять все шутки, используемые в тексте, но прошу помнить: любое осознанное заимствование может привести к осознанному же осуждению. Задача творца — творить, а не переписывать.

  • Долой сферических коней в вакууме. Неуместная шутка неуместна. Любая шутка существует в контексте и времени. Конечно, вы не можете подстроиться под всех читателей и обязательно кого-нибудь оскорбите даже цветом футболки героя (или самим фактом наличия именно ее, а не рубашки), но предсказуемых ситуаций лучше избегать. Под репортажем о пожаре в жилом доме вряд ли оценят комментарий «новость огнище», а недавно потерявшие ребенка не засмеются над «Дети — цветы жизни: сорвал букет — подари бабушке». По отдельности обе фразы нейтральны, портит их именно контекст и время, поэтому всегда смотрите, в какую рамку встанет ваша цитата.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство