31 Мая 2022
Поделиться:

Время читать добрые сказки: о принцессах и королевах Людмилы Петрушевской

В пандан к страшным историям из сборника «Черное пальто» выходит коллекция чудесных сказок «Королева Лир». Их, по ее же словам, сначала рассказала внучке, а после записала легендарная Людмила Петрушевская. Но и взрослым девочкам и мальчикам будет интересно. Литературный обозреватель Анастасия Шевченко рассказала, что ждать читателям от нового сборника писательницы.

О чем же рассказывает автор, подаривший нескольким поколениям детские истории ставшего взрослым мемом поросенка Петра, культурный код пусек бятых, завораживающий хронотоп «Сказки сказок», визуализированный Юрием Норштейном, и еще много всего удивительного, подчас неподвластного нормам и стандартам? Да и о каких усредненных параметрах может идти речь в контексте Петрушевской, которая не столько музыкант-драматург-автор, сколько Явление. А между тем рассказывает Людмила Стефановна о вещах очень земных и реальных, хотя и через призму сказок о принцах, принцессах и разных необычных штуках. Просто такова ее поэтическая формула — бытовая мифология, привнесение волшебного в обыденное. А дальше куда уж эта кривая приведет. Одних напугает, иных подбодрит, страждущих утешит, детишек развлечет — и малых, и тех, у кого ребенок внутренний. При этом Петрушевская, разматывая клубочек невиданного, не являет читателю никаких особых чудес. Но, возможно, ведет по лабиринтам подсознательного — туда, куда сам читатель по собственной воле заглядывает нечасто.

Истории Петрушевской таинственны, парадоксальны и на первый взгляд придерживаются канона волшебной сказки и игры, привычной для мира детей в пространстве взрослой вселенной. Но все эти принцессы и принцы вовсе не картонные фигуры или марионетки в Театре кукол. Они ведут себя неосмотрительно, поступают непоследовательно, манипулируют другими и ведутся на манипуляции других.

Но иногда в них неожиданно проступают лики недвусмысленных архетипов — как в младенце королевских кровей с сияющими во тьме золотыми кудрями. Вроде бы и дитя невыясненного божественного происхождения, но претерпевшее вместе с матерью немало бедствий и лишений.

Или вот принцесса чрезвычайно глупая, по мнению королевы-матери и короля-отца, — та, что до умопомрачения любила животных, желательно как можно более убогих, и едва не вышла замуж за осла, лишь бы назло родителям уши отморозить. Хотя лишь бы здорова была и счастлива. А если принцессе для счастья надо уйти из дома и, допустим, волонтерить в приюте для бродячих псов, почему нет?

А еще одна принцесса была куда смышленее и сумела вовремя разобраться в том, что можно выйти замуж за злодея, который автоматически станет принцем — такой вот юридический казус, а в жизни ведь обычно бывает наоборот — идешь под венец с принцем, а после свадьбы чего только не случается. Так вот, чтобы не обмануться и не попасть впросак, сначала надо исправить тройку по алгебре, а потом уже замуж. Смотрите, девушки-читательницы, не перепутайте!

Или была еще одна принцесса — ну та, что «плакса-вакса-гуталин», у нее еще ножки слабые, ручки белые, — так вот она этими самыми ручками принца спасла. Ни изба горящая не понадобилась, ни лошадь. Впрочем, лошадь была — героический принц как раз героически с нее упал.

А кто из нас не заходил в какую-нибудь социальную сеть в невыносимо прекрасном наряде цвета утреннего неба, но на выходе в реальный мир наряд становился невидимкой, потому что волшебные фильтры работают только в волшебном шкафу волшебного дома — об этом должна помнить каждая девочка, которая мечтает попасть на бал.

Не обходит вниманием Людмила Стефановна и героинь более зрелых, прямо скажем, бабушек. Ее королева Лир — старушка, но при этом «женщина сильная и свободная», уж она-то умеет претворять собственные мечты в жизнь, пусть и понадобится всего-то восемьдесят новеньких картонных ящиков из-под макарон и моток скотча. Наверняка вам знакомы такие особы королевских кровей — возможно, кто-то живет этажом ниже или встречается по дороге в метро, на голове винтажный берет, в руке модная по нынешним временам синтетическая торба в озорные ромашки.

Жизнь персонажей в «Чудесных историях» то и дело напоминает детскую ролевую игру — когда сложные правила подчиняются внутреннему интуитивному ритму. У игроков есть выбор: договориться сразу или менять условия в процессе. Но главное, всем должно быть интересно, и даже от самой роли можно отступать: пусть принцесса уходит из дома и живет с ветеринаром, пусть умерший папа-король оживает после одного телефонного звонка, а маленькое з. не чувствует себя осколком чего-то значимого и важного, а просто остается собой — целым маленьким зеркалом.

Сказки Петрушевской, почти по классику, и добрым молодцам намек, и красным девицам урок, и немного постмодернистского лукавства, потому что Людмила Стефановна чувствует слово, умело с ним управляется и оно ей послушно. Слово Петрушевской гибко — оно подходит и детям, и взрослым. И если страшные новеллы из «Черного пальто» помогают пережить ужас неотвратимого и пройти стадии гнева, злости, торга и депрессии по дороге к принятию, чудесные истории из «Королевы Лир», напротив, развлекают и немного обучают, но без натужного назидания, как и положено добрым сказкам.

Книги

Королева Лир. Чудесные истории

Королева Лир. Чудесные истории

Людмила Петрушевская
690 ₽

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство