Всемирный день The Beatles: музыкальные секреты ливерпульской четверки
16 января ежегодно отмечается Всемирный день The Beatles (World Beatles Day). В этот день в 1957 году открылся клуб Cavern, где позже дебютировала ливерпульская четверка. Изо многих колонок сегодня будут звучать хиты легендарной группы. Мы решили рассказать о маленьких хитростях, которые помогли The Beatles достичь вершины успеха и, возможно, помогут начинающим музыкантам создать свои хиты.
Особый ритм
Когда мы слушаем музыку, наш мозг воспринимает основные атрибуты звука: громкость, высоту, мелодический контур, длительность, ритм, темп, тембр, пространственное расположение и реверберацию. Именно от них зависит, будет сочетание звуков приятным или раздражающим. В книге «На музыке: Наука о человеческой одержимости звуком» Дэниел Левитин раскрывает секрет коварных навязчивых мелодий. Ритм определяет длительность нот и то, как они соединяются в такты. Некоторые детские песенки, такие как «Alphabet Song» («Английский алфавит») и «Twinkle, Twinkle Little Star» («Сияй, сияй, звездочка»), играют у нас в голове снова и снова благодаря их ритмичности. У The Beatles тоже есть несколько песен с особыми характеристиками звука: высота тона остается постоянной, но на нескольких нотах меняется ритм: это первые четыре ноты песни «Come Together» («Соберемся»), шесть нот песни «А Hard Day’s Night» («Вечер трудного дня») после фразы «It’s been a…» и первые шесть нот песни «Something» («Что-то»).
Звуки, которые мы не слышим
Ни один человек не способен воспринимать высоту звука на всех существующих частотах. В среднем мы способны слышать колебания от 20 до 20 000 Гц. Частоты ниже 20 Гц доступны не всем. У The Beatles в конце песни «A Day in Life» («День из жизни») есть несколько секунд звука на частоте 15 кГц, который не слышит большинство людей старше 40 лет. Есть версия, что Джон Леннон так хотел подшутить над соседскими собаками, которым подобные звуки доступны. Этот музыкальный прием нравится многим поклонникам творчества группы.
Первые синтезаторы
В конце 1950-х годов ученые стали экспериментировать с синтезом различных тембров звука в компактных электронных устройствах, ныне известных как синтезаторы. «Новые музыкальные инструменты изобретались для того, чтобы расширить палитру тембральных оттенков, которые композиторы могли бы использовать в своих творениях. Когда исполнитель кантри или популярной музыки замолкает и мелодию начинает играть какой-нибудь другой инструмент, даже не меняя ее, — само повторение с другим тембром кажется нам приятным», — отмечает Дэниел Левитин. К 1960-м годам синтезаторы уже можно было услышать в песнях The Beatles «Here Comes the Sun» («А вот и солнце») и «Maxwell’s Silver Hammer» («Серебряный молоток Максвелла»). Новое звучание понравилось слушателям.
Понять суть рок-н-ролла
Дэниел Левитин считает одним из величайших хитов рок-н-ролла песню The Beatles «Roll Over Beethoven» («Посторонись, Бетховен»). Джон Леннон в свое время говорил, что для него суть рок-н-ролла заключается в том, чтобы «сказать все как есть, простым языком, зарифмовать и добавить бэкбит». В песне «Rock and Roll Music», как и в большинстве песен в жанре рок, слабые доли отбивает малый барабан: он звучит только на вторую и четвертую доли каждого такта, уравновешивая сильные доли — первую и третью. Этот бэкбит — типичный ритмический элемент рок-музыки. Такие звуки легче обрабатываются сетями нейронов и способствуют лучшему запоминанию мелодии.
Слуховые иллюзии
Участники The Beatles любили играть со слушателями. В песне «Lady Madonna» («Леди Мадонна») исполнители поют в сложенные ладони во время инструментальной паузы, при этом нашему мозгу кажется, что звучат саксофоны. Все это благодаря необычному тембру, который музыкантам удается получить, в сочетании с нашими ожиданиями, что в песне такого жанра должны быть саксофоны.