Я и моя тень: романы о пути героинь
Четыре книги «Альпины.Проза» о поиске себя
Как литературные героини преодолевают препятствия и что делают с «драконами» на своем пути? Рассказываем о четыре книгах «Альпины.Проза», где верховодят героини: от полярной ночи и тьмы внутри до света в царстве нулевых.
«Литораль», Ксения Буржская
В руках Ксении Буржской история об учительнице с алкогольной зависимостью (и острой нехваткой счастья) превращается в мрачную социальную сказку для взрослых. Главная героиня — Анна — похожа на заколдованную принцессу, чары на которую, однако, наложило общество: ритм жизни, рутина, абсурдные распорядки небольшой школы с подхалимами-завучами.
«Литораль» — история об истоках человеческого горя и одиночества, который можно описать девизом «Зло внутри нас — не извне», а значит, с ним всегда можно сразиться. Однако героиня не будет рубить голову своей темной стороне, побеждать этого внутреннего дракона — Хлою, своего мистера Хайда. Придется принять внутреннего демона и идти с ним рука об руку, ведь иначе в слепой погоне за легким счастьем (любовники, пьянство на рабочем месте, развязанный язык на семейных посиделках) этот демон приведет к краю обрыва, за которым — черная пучина морская.
«Литораль» — ранящий роман о душах, потерявшихся в темном лесу социума, полном сереньких волчков и выевших пузо дровосеков; роман о душах, что хуже, потерявших самих себя. И когда полярная ночь — внутри и снаружи — длится слишком долго, возможно, не стоит ждать света, нужно узнать верные ответы у тьмы.
«На улице Дыбенко», Кристина Маиловская
История духовного роста и становления здесь разворачивается в дважды непростых условиях. Волгоград начала нулевых, в котором живет Кристина, главная героиня романа, — место мрачное, хтоническое, напоминающее ночлежку Горького с местными криминальными авторитетами, слепыми старухами, алкоголиками и пропащими тенями-людьми. Однако путь героини осложняет не только социальный, но и психологический фон: вечная рефлексия о собственной национальной и профессиональной идентичностях заставляет Кристину закапываться все глубже и глубже в царство тьмы, посыпать голову пеплом. Она — птица с подрезанными крыльями, мечтающая взлететь, да вот только клетка ее отнюдь не золотая, а старая, ржавая, неприятная.
Героине предстоит открыть глаза шире и увидеть, как среди мрачных теней-людей без будущего вдруг ярко вспыхивают добрые, милосердные и, как говорится, свои люди. Сейчас они спасут Кристину — а потом ей придется спасать их.
«На улице Дыбенко» — роман о надежде в самые темные времена, а еще о спасительной любви, которая вовсе не обязательно должна быть в духе Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды или героев фильма «Красотка».
«Письма к отцу», Таня Климова
В любой автофикциональной прозе путь героя-рассказчика неотделим от пути самого автора — так происходит и в дебютном романе Тани Климовой. Сшитые из обрывков воспоминаний, «Письма к отцу» — прежде всего сильный эмоционально-психический заряд, выплескивающийся на читателя во всей полноте напевного и очень яркого слога, где чрезвычайно важны ощущения: цвет, запах, вкус, тактильность. Все это создает картины прошлого, к которым героиня постоянно возвращается. Здесь ее путь исключительно психологичен, это попытка разобраться в себе, отыскать свое место в мире и сказать погибшему в теракте отцу все, что не успела.
Напевный, глубокий, терапевтический в лучшем из смыслов и пронзительный, роман Тани Климовой к тому же становится настоящим поколенческим срезом, наполненным реалиями-липучками, которые крепко-накрепко приклеивают текст к повседневности двух последних десятилетий: от ожидания новых откровений из свежих романов Виктора Пелевина до смерти Жириновского и Горбачева.
«Одиночка», Маргарита Ронжина
Роман Маргариты Ронжиной — история о постродовой депрессии и жизни с младенцем, которому поставили диагноз ДЦП, — это практически дантовское трехступенчатое восхождение от тьмы и отчаяния к свету и надежде.
«Одиночка» тоже трехчастна: пространство больницы, где находится главная героиня, соответствует аду (обшарпанные стены, ощущение тревоги, сравнения с монстрами из игр), эпизоды в квартире с младенцем — чистилище, дальнейшие события — восхождение к раю. Героиня «Одиночки» проходит через своего рода ритуальную смерть: отбрасывает предыдущие убеждения (учится при этом на собственных ошибках) и постепенно понимает, что идеальной и простой жизни не бывает, однако нужно всегда двигаться вперед, ведь отсутствие этого движения — буквального или метафорического — равнозначно смерти. Пускай на пути и возникают те, кто пытается сбить с толку: собственные ли мысли или лжецелительницы, обещающие спасение взмахом волшебной палочки и банковской карты.
Стилистически интересный и богатый на глубокие подтексты, роман Маргариты Ронжиной — история потерянных и блуждающих в тумане сомнений людях, которые решили, что лучший выход из любой трудной ситуации — отдаться темной части себя. И совсем забыли, что свет где-то рядом. Нужно просто захотеть к нему прийти. И приложить усилия.