«Я создала таблицу Менделеева в мире короткометражек». Интервью с Екатериной Кожушаной
«Дисней», «Союзмультфильм» и законы драматургии
К выходу книги Екатерины Кожушаной «Короткий метр: Работа над сценарием» поговорили с автором о том, что отличает короткий метр от полного, западную анимацию от советской и хорошее кино от плохого.
«Короткие метры бывают настолько разными, что общим у них остается только краткость»
— Почему вы решили написать книгу о короткометражном, а не о полнометражном кино, которому посвящена большая часть пособий?
— Представьте себе: вы студент киновуза. Начинается учеба, и вы получаете первое задание. Берете камеру и бежите снимать! Но… что?
«Нужна драматургия», говорят. Ага, значит, надо взять книгу гуру кинопедагогики Роберта Макки «История на миллион долларов». И прочитать ее всю. Она толстая, но там все написано.
Читаете. На каждой странице упомянуто по несколько фильмов с хронометражем 90–120 минут. Вы искренне верите, что сможете их все посмотреть…
Кадр из фильма «Фильм, фильм, фильм», 1968 г.
Смотрите один… думаете, вступаете в диалог с автором…
Смотрите второй… он вам ближе. Не успеваете, смотрите несколько дней.
…А ваша камера лежит себе и лежит.
Задание надо сдавать. Вы снимаете что-то без учета драматургических правил и читаете книгу дальше. Смотрите фильмы по 120 минут. Получается редко, потому что некогда (вам даже спать некогда, хотя очень надо).
Поняли, что не сможете все упомянутое в книге смотреть. Зато смогли прочесть ее полностью!
Далее вы берете схему полного метра (вам же дан ключ!) и пытаетесь впихнуть ее в свой будущий минутный фильм. Но она не «впихуется». А вы этого не понимаете.
В коротком метре не требуется полный комплект сложных связей и подводных городов большой драматургии. Когда я показала студентам расшифрованную и дополненную схему полного метра, они сказали: «Это же физика, химия и математика!»
Да, так. А короткие метры бывают настолько разными по форме, что общим у них остается только краткость — и больше ничего.
И не нужно задумку одной формы ломать и выворачивать под другую.
В процессе работы над авторскими короткометражками, читая лекции и работая со студенческими фильмами, я увидела, что короткие метры классифицируются в целую систему форм. И создала нечто вроде таблицы Менделеева в мире короткометражек. Считаю эту систему очень полезной и хочу поделиться ею с будущими кинематографистами, чтобы помочь им задавать правильные вопросы и создавать цельные произведения. Также ввожу понятие «переворот».
«Среди короткометражек есть мегахиты на все времена»
— Пособий о короткометражках действительно не хватает. Кажется, этот вид кино в целом обделен вниманием. Часто люди обсуждают фильмы и сериалы, но редко в диалоге услышишь: «Я вчера посмотрел классную короткометражку».
— Короткометражки не приносят денег, поэтому в них никто не вкладывается, их не раскручивают.
Короткометражка — это маленькая штучная вещь, чаще всего учебная работа. Она не передается по сарафанному радио, потому что может быть неумелая, неудачная, слишком личная и мало кому понятная.
Короткометражкой может быть авторская анимация. Она часто уходит в сторону изобразительного искусства, а не сюжетного и тоже не передается по сарафанному радио.
Но среди короткометражек есть мегахиты на все времена.
— А какие из них нравятся лично вам?
— Я люблю все фильмы из книги. Это мой личный отбор.
Кадр из фильма «Семь красных линий», 2012 г.
Каждый пример очень важен. Всеми ими я хочу поделиться с читателем. Среди них есть малоизвестные, но очень ценные с методической точки зрения. Есть произведения искусства кино. Есть зрительские любимцы.
Из актуального о современном мире — «Семь красных линий» (2012). Из самого короткого, но душевного анимационного — одноминутный фильм «Возвращение» (2013) Натальи Чернышевой.
«Наша богатая культура питает сама себя»
— Вы также анализируете советские мультфильмы. Действительно, если вспомнить нашу анимацию, большая ее часть — примеры качественных короткометражек. А диснеевские мультфильмы того же времени почти все полнометражные. Как вы думаете, почему советское наследие так отличается от американского?
— В американской анимации тоже много короткометражек, но они до нас не доходили. Интернета не было, все было на пленке. Возили по миру в основном бобины полных метров. Но у нас показов диснеевского в целом было мало. Популярность эти фильмы получили уже в начале 1990-х с появлением видеокассет.
Наша анимация активно развивалась в послевоенный период. Было тяжело всем, в любой сфере. Советское кино призвано было воспитывать детей, прививать нравственные основы, и короткий метр также давал такую возможность.
Кадр из фильма «Тайна третьей планеты», 1981 г.
При этом в советской анимации было создано много длинных фильмов от 30 до 70 минут. У «Союзмультфильма» их около сорока. Это сказки и экранизации литературы, на которых росли поколения: «Конек-горбунок» (1947), «Ночь перед Рождеством» (1951), «Заколдованный мальчик» (1955), «Тайна третьей планеты» (1981), «Сказка о царе Салтане» (1984). В них есть уют, радость, необычное пространство. Они востребованы и сейчас. Зрителям нравится добротная классика рисунка и смысл. Многое вошло в язык в виде цитат.
«Не хочу учиться, хочу жениться!» — фраза из мультфильма «Дюймовочка» (1964), которая впервые появилась в пьесе Дениса Фонвизина «Недоросль». Наша богатая культура питает сама себя. Как же ярко сыграна эта сцена в мультфильме!
Кадр из фильма «Дюймовочка», 1964 г.
Короткометражки могут остаться в культуре и составлять ее код.
— В качестве примера такого фильма вы приводите «Фильм, фильм, фильм» Федора Хитрука. В нем комически изображен советский кинопроцесс. На ваш взгляд, мультфильм до сих пор актуален?
— «Фильм, фильм, фильм» — один из шедевров киноискусства. Он — основа и актуален всегда.
«Ничего не изменилось» — сказал о сюжете этого фильма режиссер Александр Велединский, создатель масштабных кинопроектов нашего времени.
Кадр из фильма «Фильм, фильм, фильм», 1968 г.
Все, что предстоит пережить желающему снимать, показано в этом фильме. Метафорический коридор с бесконечными дверями и режиссер, страдающий от нервных приступов, полностью передают суть процесса поиска денег и утверждения сценария.
Актеру на съемках по-прежнему необходимо прежде всего здоровье. Иначе, как он будет летать с обрыва на матрас тридцать раз подряд?
Работа с детьми… что тут могло измениться?
Бесконечное ожидание – да, съемки и сейчас представляют собой бесконечное ожидание. То актеры ждут осветителей, то осветители ждут актеров. То все вместе чего-то ждут.
А страшно ли сейчас съёмочной группе на премьере ? Конечно! И тут ничего не могло измениться.