Зачем тикают часы в фильме «Начало» Кристофера Нолана
5 вопросов автору книги «Звук в кино»
В мире кинематографа, где визуальные образы оказывают мощное воздействие на зрителя, искусство звука остается невидимым, но ключевым элементом в создании атмосферы и передачи эмоций. К скорому выходу книги «Звук в кино: Как создаются иллюзии» поговорили с Еленой Масловой и выяснили, почему звукорежиссер — профессия увлекательная, какие события повлияли на индустрию и как тиканье часов может быть метафорой чего угодно.
Когда и почему вы решили написать «Звук в кино»?
— Возможно, тогда, когда поняла, что людей, хоть что-то знающих о профессии звукорежиссера в кино, на удивление мало. Это скрытая профессия, неочевидная.
Когда-то я случайно познакомилась на Мосфильме со звукорежиссером Арнольдом Бениаминовичем Шаргородским. Я была молода и заявила, что я тоже звукорежиссер. Это было запредельно самонадеянно. Арнольд Бениаминович просто улыбнулся и сказал, что мне повезло с профессией, потому что она очень интересная, и тут же вспомнил про эпизод в больнице из фильма, на котором он работал. Мальчику делали операцию, ее исход мог быть любым. Арнольд Бениаминович использовал звук тиканья часов. Пока шла хирургическая операция, часы тикали все медленнее и медленнее, давая понять зрителю, что жизнь мальчика уходит. Но в ходе операции наступает перелом, и становится понятно, что парень выживет. Звук тиканья преобразуется в реверсивный и начинает ускоряться, как будто время пошло вспять, подчеркивая возвращение ребенка к жизни.
Знаете, это так увлекательно — придумывать звуковые образы. Об этом хочется рассказывать.
У меня не было цели поведать читателю о каком-то особенном опыте работы, ведь в любой профессии у каждого человека он свой. Мне хотелось рассказать о работе звукорежиссера в кино вообще, на всех этапах фильмопроизводства, в частности, для того, чтобы облегчить выбор профессии для молодых людей, желающих связать свою жизнь с кинематографом.
Что стоит помнить тем, кто выберет профессию звукорежиссера?
—Я бы сказала так же, как Арнольд Бениаминович: вам повезло, вы выбрали чудесную и увлекательную профессию.
Самая сложная задача, с которой вам приходилось работать как звукорежиссеру?
— Каждый фильм приносит свои задачи. И мне нравится их решать, это и есть удовольствие. Однако первую очередь это техническая профессия. Звукорежиссеру необходимо свободное владение современным оборудованием, потому что только в этом случае он будет также свободен в творчестве. Это профессия непрерывного обучения. Технический прогресс стремителен. Не могу сказать, что это неразрешимая задача, но это непросто.
Какие примеры работы со звуком в фильмах вам кажутся самыми выдающимися?
—Думаю, что каждого мастера особенно впечатляют именно его собственные идеи. Конечно, это шутка, но я уверена, что любой участник создания фильма, глядя на экран, время от времени все же думает про себя: «Как же классно я тут это сделал!» В книге я обращаю внимание читателей на средства, методы, приемы, используя которые звукорежиссер раскрывает идею режиссера. Я помогаю понять зрителю, как это сделали.
Лично меня впечатляет то, как трансформируются идеи в зависимости от задачи. Например, в фильме Кристофера Нолана «Начало» (2010) звук тиканья часов убыстряется или замедляется. Здесь задача показать разницу скорости течения времени в состояниях сна на разных уровнях. А у Шаргородского в эпизоде с мальчиком в больнице тиканье часов символизирует уход из жизни и возвращение к ней, и звукорежиссер применяет реверсивный звук тиканья, звук обратного хода. Пациент возвращается к жизни. Меня впечатляет, что разница между созданием этих художественных образов составляет почти 30 лет.
Какие события для индустрии кино в XXI веке вы бы могли назвать революционными?
—В понятие индустрии входит не только кинопроизводство, в котором занят звукорежиссер. Там и финансирование, дистрибуция, прокат, появление цифровых онлайн-платформ. Это большой вопрос. А что касается звука, то это, несомненно, переход на цифровые технологии и многоканальное воспроизведение звука в кинотеатрах.