Женщина и точные науки: математик Александра Скрипченко об академической карьере вопреки стереотипам
У слова «математик» нет феминитива. Многие до сих пор считают, что точные науки — прерогатива мужчин. Чтобы развеять этот миф, к выходу книги «52 упрямые женщины» мы поговорили с ученой и деканом факультета математики ВШЭ Александрой Скрипченко.
Когда я рассказывала знакомым о предстоящем интервью с деканом факультета математики ВШЭ, все первым делом спрашивали: «Как его зовут?» Почему до сих пор существует стереотип, что математик и декан факультета — это обязательно мужчина?
В математике мужчин действительно больше, чем женщин, хотя ситуация постепенно меняется. Еще пятнадцать лет назад, когда я училась в университете, студентки были в значительном меньшинстве. Сейчас — примерно треть.
Я думаю, свою роль играют стереотипы, которые складываются задолго до поступления в вуз. У родителей есть определенные страхи перед учебой девочки в математической школе или математическом классе. Девочек реже поощряют в занятиях естественными науками. Влияет и отсутствие ролевых моделей и некоторые жизненные обстоятельства, которые воспринимаются как препятствие, хотя на самом деле могут таковыми не являться. Например, совмещение карьеры и семьи.
В других странах ситуация несколько иная. Мои коллеги-итальянцы говорят, что на факультете математики равное количество студентов и студенток, но при построении академической карьеры воронка начинает сужаться. Женщин становится меньше, баланс снова сдвигается в пользу мужчин. Вероятно, это связано с тем, что среди профессоров много представителей предыдущих поколений, на которых продолжают влиять патриархальные установки из прошлого.
В математических классах и сегодня не так много девочек. Почему?
Несмотря на то что представления о родительстве меняются, мне кажется, еще не все взрослые пришли к идее о необходимости поддерживать любые интересы ребенка. Возможно, срабатывают какие-то паттерны из детства. В советское время было много инженерных вузов, где математика была востребована, но путь выпускников лежал на производство или в оборонные специальности. Людям казалось, что такая карьера больше подходит мужчине.
Свою роль играет и легкомысленное восприятие гуманитарных специальностей. Многие рассуждают так, словно мы живем в XIX веке: пусть девочка изучает языки, рукодельничает и рисует, а потом выйдет замуж и упражняется с детьми во французском. Люди недооценивают то, как трудно заниматься гуманитарными науками, которые, кстати, сегодня тесно связаны и с математикой.
Стереотипы о том, чем должны увлекаться мальчики и девочки, все еще очень сильны. Мой сын, когда ему было три года, заинтересовался Lego-конструированием и роботами. Я нашла ему кружок по робототехнике и позвонила узнать, примут ли в него маленького ребенка. Мне немедленно ответили: «Да-да, а как зовут вашего сына?»
У администратора не было ни малейших сомнений, что ребенок, увлекающийся роботами, — мальчик, но разве у мальчиков есть секретное преимущество при сборке Lego?
Приходилось ли вам сталкиваться с дискриминацией женщин в университетской среде?
На мехмате МГУ в годы моей учебы такого не было. По крайней мере, я с этим не сталкивалась. Иногда приходилось слышать комментарии «надо же, соображает, хоть и девочка», но это не носило систематический характер и воспринималось как неудачная шутка.
Я слышала, что в науке, как в балете: если выпасть из профессии на продолжительный срок, можно уже и не вернуться. Как же быть с декретным отпуском?
Это действительно так. В науке, если не следить активно за работой коллег и не продолжать свою, последствия для карьеры неизбежны. Способы решить эту проблему есть. Определенные шаги может предпринять сама женщина, другое содействие должно исходить от научных институций. На Западе при составлении резюме женщины с детьми стаж меняется в ее пользу. Например, женщина могла защитить диссертацию в 2012 году, но ей напишут 2014 год. В ВШЭ существует оценка публикационной активности. Родившая ребенка женщина может быть по желанию освобождена от этой процедуры на срок до трех лет.
Важно создать условия, при которых женщина может по своему желанию не уходить в декрет. Например, дать ей возможность преподавать меньшее количество часов, организовать детские комнаты для сотрудников или помочь с поиском беби-ситтера в рабочие часы. Эти шаги помогут женщинам «оставаться в эфире», не выпадать из жизни на время декрета.
Многое зависит и от самого человека. В работе математика важно много читать и слушать других людей, а также уделять много времени решению собственных задач. Если близкие не могут помочь в этом, то продолжать научную работу действительно сложно. Когда в любой момент твоя помощь может понадобиться маленькому человеку, приходится развивать умение концентрироваться быстрее и глубже.
Звучит как приобретение суперскилла — многозадачности.
Мамам приходится учиться мультизадачности, даже если они не занимаются наукой. Но вопрос именно интеллектуального погружения достаточно тонкий, это требует долгой тренировки. Мне до сих пор сложно достаточно глубоко погрузиться в задачу, если рядом со мной находится сын. В этом смысле выполнять административные обязанности намного легче, так как они не всегда требуют полной концентрации. Их вполне можно выполнять, параллельно следя за тем, как делаются уроки, завязываются шнурки и т.д.
Действительно ли сегодняшняя молодежь свободнее от патриархальных стереотипов о роли женщины в науке?
У современной молодежи есть понимание того, что человек имеет право заниматься тем, что ему интересно, — неважно, в какой области. При этом, на мой взгляд, сегодняшней молодежи даже труднее. Они гораздо больше рефлексируют над своими ощущениями от учебного процесса, чем это делали мы. Сегодня студентки и студенты оценивают не только результат своей деятельности, но и то, как они чувствовали себя в процессе. Многие очень эмоционально воспринимают некорректное отношение к их гендеру в той или иной ситуации. У девушек в науке сегодня высокие стандарты и запросы. С одной стороны, это очень хорошо: эта молодежь в будущем будет осознанной, с четким пониманием своих целей и стремлений. С другой стороны, я думаю, многим будет нелегко найти работу, соответствующую их требованиям…
Молодым женщинам-математикам сегодня приходится совмещать свои представления о справедливости с жизнью в обществе, где все еще сильны стереотипы старшего поколения.
Нуждаются ли девочки в ролевых моделях женщин-ученых, на которые можно опереться?
Я вижу, что запрос на это есть. Девушки, которые уже оканчивают университет и принимают решение о карьере в академической среде, хотят увидеть на чьем-то примере, как все устроено, смогут ли они совмещать работу с личной жизнью, материнством. Кроме того, научная карьера предполагает периодическую смену места жительства, сотрудничество с разными научными школами. Важно показать, что есть женщины, решившие эти задачи по-разному, но одинаково успешно.
Мы с коллегами хотели создать школу по аналогии с существующими в Принстоне школами для девочек-математиков, куда приглашают успешных женщин-математиков. Преподаватели там не только читают содержательный курс лекций, но и отвечают на актуальные для девушек вопросы про жизнь. Мы уже дважды проводили день девочек и женщин в математике вместе с «Новой школой». Во всем мире этот праздник проводится 12 мая, в день рождения Мариам Мирзахани, первой женщины — лауреата медали Филдса. В первый год мы обсудили жизненный и карьерный путь самой Мариам, во второй раз мы говорили о Джоан Бирман [математик из США, специализирующаяся на маломерной топологии. — Прим. ред.]. Мы постарались обсудить не только ее научные достижения, но и то, как она построила свою академическую карьеру, воспитав троих детей.
И еще мы обратили особое внимание на то, что женщины в математике — это не только ученые, но и наши любимые учительницы, которые формируют отношение к предмету. Мне кажется, это позволило существенно расширить аудиторию для такого разговора.
Ролевые модели нужны не только девочкам, но и их родителям, потому что у многих есть страхи, которые мы, действующие математики, в состоянии развеять.
Ваша дочь не всегда будет считать что-нибудь, сидя за столом. Она сможет выйти замуж и родить детей, если захочет. Важно, чтобы карьера математика для женщины не казалась людям экзотичной; чтобы они понимали — успешный пример есть; знали, кому можно задать возникающие вопросы.
Помогите сформулировать ответ на вопрос злопыхателей: почему сегодня, когда формально все дороги открыты, в математике все еще мало женщин? Они хуже справляются с научной работой?
Ответ довольно стандартный: существуют многочисленные исследования, доказывающие, что у мужчин нет никакого интеллектуального преимущества перед женщинами в области изучения математики. Рекомендую всем посмотреть фильм Яндекса «Математическое неравенство» о женщинах в IT, там приведены вполне убедительные доказательства этого факта.
Дело в том, что подготовка научных кадров — это очень растянутый во времени процесс. То, что сейчас в академической среде не так много женщин-математиков, говорит только о том, что вопрос их интеграции встал сравнительно недавно. Несколько поколений просто выпали из этой цепи звеньев.
Если посмотреть на текущие результаты, мы увидим, что сегодня женщины добиваются немалых успехов в математике. В этом году Марина Вязовская, замечательный украинский математик, получила медаль Филдса. Это уже вторая женщина за восьмилетний цикл (медаль вручают каждые четыре года). На Международной олимпиаде по математике IMO 2022 золотым призером стала Галия Шарафетдинова, девушка из Казани. Она единственная в команде решила все задачи. Даже если мерить успех только по самым выдающимся людям, мы увидим среди них немало девочек и женщин. По этой причине подобные претензии кажутся мне несостоятельными.
Беседу вела Анна Уткина