Золотой осел и лавровое дерево: о метаморфозах в Античности
Как и зачем люди и боги меняли облик
Метаморфозы — важная часть всей античной мифологии. Вместе со Святославом Смирновым, научным редактором книги «Боги и смертные: Современное прочтение мифов Древней Греции», разбираемся, почему так вышло и причем тут богиня Исида с мистериями.
Зевс превращался в быка, а Дафна стала лавровым деревом
Метаморфозы и перевоплощения происходят во многих мифах, причем перевоплощаются разные их герои.
Есть более позитивные перевоплощения — перевоплощения богов. Зевс часто перевоплощался, чтобы добиться собственной цели. Например, он перевоплотился в быка, чтобы похитить дочь финикийского царя Европу.
Существовало мифологическое наказание — перевоплощение недруга. Судьба всех этих перевоплощений была довольно трагичной, за исключением коровы Ио, которой впоследствии Зевс вернул обратно человеческий облик. Это редкий пример.
Почти за всеми этими перевоплощениями стоит более архаичное представление. Дело в том, что миф как объяснительная модель интерпретирует все, что находится вокруг человека. Существует солярная теория происхождения мифа — речь идет об интерпретации небесных светил и явлений. Например, каждое созвездие имеет определенный миф о происхождении. Они формировались довольно долго.
Также существует теория объяснения природных явлений в целом, абсолютно любых. Например, миф об Аполлоне и прекрасной нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, – это миф, который объясняет появление растения. Есть и другие мифы о происхождении тех или иных растений, животных, природных явлений. Вероятно, что-то более архаическое стоит за каждым мифом.
Скульптура «Аполлон и Дафна» Джованни Лоренцо Бернини
Мистерии и «Золотой осел»
Метаморфозы привлекали греков. В греческой религии существует религия мистерий. Одни из самых известных — это Элевсинские мистерии, представляющие собой целый комплекс обрядов инициации в культах Деметры и Персефоны. С ними связано бесконечное количество мифов.
Мистерии привлекали людей еще и тем, что попасть в них крайне сложно, а информации о них было мало. Рассказывать о том, что происходило внутри мистерий, было запрещено под страхом смерти. Перевоплощения, переход в мистический, мистериальный мир интересовал греков.
Одно из самых известных сочинений древности — роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел», где главный герой Луций перевоплощен в осла. На протяжении почти всего произведения он в таком виде странствует по Греции, но в конце концов богиня Исида возвращает ему человеческое обличие. Тоже довольно редкий случай, когда метаморфоза завершается перевоплощением в обратную сторону.
Иллюстрация к «Золотому ослу»
Грегор Замза спорит с Античностью
Повесть Ф. Кафки «Превращение» (1915) не продолжает античную традицию метаморфоз. Почему? Потому что причину, по которой Замза утром проснулся отвратительным насекомым, Кафка никак не объясняет. Здесь нет назидательного мотива.
Нет никакой предыстории: персонаж Кафки проснулся с утра и чувствует себя уже насекомым. Почему так произошло, в сущности, не важно. Важно то, что произойдет после.
Для греческой мифологии важна предыстория, поскольку сами мифы часто носят назидательный характер. Даже последствия играют меньшую роль. Почему герой мифа превратился в растение или животное, мы понимаем. Но что с ним стало дальше — чаще всего не раскрывается. Главное, что его лишили человеческого обличия за тот или иной проступок.