13 Мая 2022
Поделиться:

Альтруизм питекантропов и речь неандер­тальцев: антрополог Мария Медникова о наших далеких предках

Современный человек уникален. Мы — единственные выжившие представители рода Homo. Но так ли далеки от нас были наши предки? Могли ли они общаться с помощью членораздельной речи и создавать предметы искусства? А проявлять милосердие? Мы поговорили с научным редактором книги «Близкие контакты далеких предков», российским антропологом Марией Медниковой о том, как сильно ранние люди отличались от нас и какие вопросы стоят перед антропологией сегодня.

В предисловии к книге «Близкие контакты далеких предков» вы писали, что ученые-популяризаторы по-разному отвечают на значимые вопросы антропологии, и их точки зрения могут диаметрально отличаться в зависимости от научной школы и страны проживания. Какой антропологический подход встретит читатель в книге Санхи Ли?

И в западной, и в российской науке существуют разные школы антропологии и, соответственно, разные точки зрения. Прежде концепция моноцентризма и выхода современного человека из Африки разделялась большинством ученых из многих стран. И хотя ее положения остаются справедливыми, сегодня многое изменилось. Особенность этой книги в том, что она представляет взгляд автора с любопытным бэкграундом: Санхи Ли родилась в Корее, а образование получила в Америке, где испытала влияние своих научных руководителей, разделявших концепцию полицентризма или мультирегиональной эволюции.

Эта концепция возникла еще до Второй мировой войны, одним из ее создателей стал известный немецкий антрополог Франц Вейденрейх. Она заключается в том, что после миграции Homo erectus из Африки становление современного человека завершилось независимо в разных регионах разными представителями Homo. В то время как концепция моноцентризма говорит о едином очаге образования человека современного вида. Мы живем в очень интересное время, когда две эти концепции сближаются. Книга «Близкие контакты далеких предков», написанная 10 лет назад, очень хорошо показывает читателям, какой путь прошла биологическая антропология, причем некоторые важные открытия были сделаны буквально в последние годы.

Нельзя сказать, что книга отражает именно западный подход к антропологии: в Америке мы можем встретить совершенно другие тексты на эту же тему. Но именно это и важно — знакомиться с разными материалами, подходами и источниками, сравнивать их, проводить собственный анализ.

Какими проблемами занимается современная антропология?

Современные антропологи пытаются ответить на вопрос «кто такой человек?». Сегодня постоянно появляется новая информация, которая радикально меняет мнение исследователей о происхождении и становлении нашего вида.

С точки зрения биологической номенклатуры новые данные о гибридизациях ранних людей открывают много интересных вопросов. Так, например, многие считали неандертальцев отдельным видом, но сегодня мы знаем о последствиях их брачных союзов: все живущее человечество за пределами Африки несет порядка 2–4% неандертальского генетического наследия. Это открытие сразу ставит под вопрос положение неандертальца как подвида человека разумного — Homo sapiens neanderthalensis. Выходит, речь идет уже не об изолированных видах, между которыми существовал репродуктивный барьер, а о дальних родственниках.

Мы также знаем, что питекантропы (Homo erectus) долгое время соседствовали с современными людьми на нашей планете. Все это рисует картину неравномерного развития человечества на разных территориях. На мой взгляд, мы должны внимательнее присмотреться к фигуре питекантропа — Homo erectus в широком смысле слова — как к наиболее стабильному виду человека. Ведь именно он существовал на Земле свыше полутора миллионов лет, заселил разные континенты и стал предком других людей: тех же неандертальцев, анатомически современных сапиенсов или денисовцев. Сложные формы поведения ранних представителей этого вида многое говорят нам о природе людей.

Реконструкция Homo erectus Фото: Sylvain Entressangle & Elisabeth Daynes. Источник: naked-science.ru

Альтруизм был присущ людям еще до появления Homo Sapiens. Находка, сделанная экспедицией Давида Лордкипанидзе в Дманиси, говорит о внимании древних людей к слабым. В том месте были обнаружены останки гоминида преклонных лет без зубов — очевидно, он не смог бы выжить, если бы о нем не заботились сородичи.

Дманисский гоминид. Источник: wikipedia.org

Дальнейшее развитие социальной и эволюционной антропологии должно включать обсуждение необычного сочетания: альтруизма и взаимопомощи, с одной стороны, и постоянной агрессии —  с другой. На черепе того человека из Дманиси также были следы конфликтных ситуаций и травм, которые он получил в борьбе с себе подобными. Я думаю, что эволюционная психология — это область, которая еще ждет своего часа.

Создается впечатление, что современный человек не так уж и отличается от вымерших представителей рода Homo. Так ли это?

Современный человек — это продукт эволюции, микро- и макроэволюционных процессов. Интереснее понять, когда возникли какие-то мутации, которые обеспечили уникальность нашего вида; как возникли какие-то невероятные свойства, которые отделяют нас от остальных.

Двенадцать лет назад мы узнали, что неандертальцы могли общаться. Раньше их считали лишенными членораздельной речи, но у них были свой язык, особый способ коммуникации. Неандертальцы также совершали сложные неутилитарные действия, проводили первые эксперименты в области изобразительного искусства.

Реконструкция неандертальца. Фото: S. Entressangle/E. Daynès – Atelier Daynès, Paris. Источник: archeothema.com

Это ставит под вопрос позицию, провозглашающую разумными лишь анатомически современных представителей рода Homo. Долгий процесс культурной и биологической эволюции шел неравномерно в разных частях земного шара. Были и другие разумные виды или подвиды нашего рода.

Продолжает ли современный человек эволюционировать?

Пока популяция людей существует, мы продолжаем эволюционировать — это совершенно естественный процесс. В XX веке некоторые теоретики биологии говорили, что социальная среда некоторым образом изолировала нас от природы: мы строим жилища, носим одежду, ограждая себя от внешней среды, тем самым «останавливая» эволюцию. Но, например, даже неолитический переход к производящему хозяйству, земледелию и скотоводству вызвал резкий скачок изменений. В этот период естественный отбор проявил себя особенно ярко: изменилась плотность населения, особенности питания людей. Развитие культуры не останавливает эволюцию, и на примере некоторых результатов действия микроэволюционных процессов — изменений в строении зубочелюстной системы, распространения новых заболеваний — мы видим, что эволюция человека продолжается.

Иллюстрация перед текстом: Наскальные рисунки из Тадрарт-Акакус (Ливия), Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Источник: medomed.org

Беседу вела Анна Уткина.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство