01 Августа 2022
Поделиться:

Как социа­листическая утопия и ложь уничтожили культуру индейского народа ютов

Индейские войны принесли много горя и боли. Гибель ждала не только коренное население и захватчиков — уничтожалась сама культура индейцев. Сегодня мы расскажем о трагической истории ютов, которую историк Питер Коззенс описывает в книге «И будет рыдать земля».

Дом, в котором когда-то жил индейский агент Натан Кук Микер, сейчас стал мемориальным музеем. Мечтатель и неудавшийся поэт, он всегда строил амбициозные планы. Микер изначально планировал снискать славу на литературном поприще. Он писал статьи о сельском хозяйстве и даже замахнулся на роман «Жизнь и приключения капитана Джейкоба Армстронга» о потерпевшем кораблекрушение моряке (своем альтер эго), который «перевоспитывал» южнотихоокеанских дикарей. Роман не имел успеха у читателей. Зато впоследствии Натану Микеру выпал шанс воплотить историю персонажа в жизнь. Или хотя бы попытаться.

В 1877 году Микер оказался на грани банкротства. Положение его было отчаянным. Спасти могло только чудо. Им стала должность агента племени ютов в Уайт-Ривер. Жалованье агента могло помочь Микеру расплатиться с долгами, но его интересовала не только материальная сторона. Как и герой его книги капитан Джейкоб Армстронг, он мечтал создать утопическое общество, основанное на христианстве и общинном хозяйственном предприятии. Воображение Микера рисовало локальный рай социализма, который нарушал весь привычный уклад жизни местных индейцев.

По сравнению с другими племенами до прихода Натана Микера юты жили неплохо. С тех пор как президент Улисс Грант провозгласил Колорадо тридцать восьмым штатом, ютам, разумеется, пришлось потесниться и уступить часть своих территорий. Однако шайенны и арапахо в то время и вовсе были вынуждены покинуть Колорадо навсегда. Юты же остались в скалистых горах, где пасли лошадей и охотились. Идиллию нарушали только переселенцы и старатели, но с ними юты вполне уживались — все конфликты решались без оружия. На компромиссы с западом индейцам юта удалось пойти благодаря вождю анкомпагре Юрэю. Его вырастили монахи-католики в Таосе, поэтому он бегло говорил по-испански и вполне сносно объяснялся на английском. Он был связующим звеном между коренным населением и новой властью.

Вождь Юрэй со своей супругой Чипетой. Источник: Энциклопедия Колорадского университета

К моменту появления Натана Микера в Уайт-Ривер ютов вполне устраивало их положение. Но Микер не нуждался в одобрении индейцев. Со свойственным ему рвением он взялся доказывать, что социалистические идеи помогут «диким» индейцам стать частью цивилизованного мира. Несмотря на предупреждения индейцев о том, что предстоит засушливое лето, Микер сделал ставку на земледелие и урожай. Он платил людям по пятнадцать долларов в день и выдавал дополнительные пайки за то, что они пахали землю и копали оросительную канаву в Пауэлл-Парке. Он также планировал посадить на голодный паек тех, кто отказывался работать. Но лето действительно выдалось засушливым. Дождь с апреля по июль прошел всего один раз. Всходы на полях Микера пожухли.

Не растерявшись, Микер сообщил руководству, что поля выжгло не беспощадное солнце высоких гор, а сами индейцы. Из трудолюбивых крестьян в письмах Микера они тут же превратились в дикарей с разумом животных, которые представляют серьезную опасность. Искр в пламя этого конфликта подбросило посягательство на ипподром индейского народа. Обе фракции ютов с почтением относились к заведовавшему конными скачкам знахарю Канавишу (белые звали его Джонсоном). Юты считали своих лошадей проявлением богатства и высокого статуса. Микер оскорбил их, приказав запахать ипподром, и Джонсон в ходе спора толкнул Микера. На этом все могло закончиться, но Микер послал уполномоченному по делам индейцев телеграмму, в которой значительно «приукрасил» события. По его версии, индейцы нанесли ему тяжелое ранение, и лишь чудом он был спасен от неминуемой гибели.

Проигнорировать такое сообщение не могли, пламя продолжало разгораться. Майор Томас Тип Торнбург собрал три кавалерийские роты, одну пехотную и десятка два гражданских возчиков — всего отряд насчитывал около 200 человек — и отправился к месту предполагаемого преступления. Торнбург не хотел обострять конфликт, не хотели этого и индейцы, но обстоятельства (в лице жалобщика Микера) вынуждали. Вызов армии в Уайт-Ривер в свою очередь стал последней каплей для ютов, которые и так устали от выходок и безумных идей агента. Молодые воины ютов были настроены решительно. Торнбург пал в бою, а после был убит и Микер. Его жену и взрослую дочь взяли в плен в качестве «трофеев». За три недели, проведенные в плену, они не раз подвергались насилию. Микер перешел черту, и юты ответили тем же.

Узнав о бесчинствах индейцев, колорадцы, для которых случившееся выглядело исключительно как бунт опасных дикарей, потребовали истребить ютов. Однако итогом стало переселение племени из Колорадо в Юту, резервацию Юинта.

Культура ютов с переселением в новые места исчезла. Один из американских армейских капитанов написал в своих воспоминаниях: «Тесня индейцев, мы позволили белым поселенцам идти следом за нами, и через каких-нибудь три дня все тучные земли анкомпагре были заняты, на них закладывались города, и участки продавались по высокой цене. Не успели мы опомниться, как долина Анкомпагре — бывшая пустыня — превратилась в зеленый оазис, покрытый урожайными полями и садами».

Фотография обложки: Юты, 1868 год. Источник: digilander.libero.it

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство