06 Октября 2023
Поделиться:

«Корабли-призраки»: как арктические конвои изменили ход Второй мировой войны. Историк Владимир Нагирняк

Арктический конвой PQ-17 вез военную помощь от Великобритании и США в Советский Союз. Конвой обнаруживают немцы, поэтому командование дает приказ рассеяться — транспортные суда лишаются защиты крейсеров и эсминцев. В итоге 22 судна из 35 было потоплено, погибли 153 человека. Истории PQ-17 посвящена книга «Корабли-призраки: Подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой». Ее научный редактор Владимир Нагирняк рассказал, можно ли было предотвратить катастрофу, что помогло части моряков выжить и какую роль арктические конвои сыграли в войне. 

 

Трагедия конвоя PQ-17

— С августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 арктических конвоев — как в советские порты, так и обратно. Почему для нас так важна история PQ-17?

— Во-первых, PQ-17 — самый пострадавший среди крупных конвоев союзников во Второй мировой войне. Поэтому неудивительно, что он привлекает к себе внимание. 

Во-вторых, обстоятельства, которые превратили его проводку в катастрофу, всегда будут интересны, особенно если учесть неугасающие споры на тему «А могло все сложиться иначе?»

В-третьих, катастрофа PQ-17 обострила отношения между СССР и Великобританией, когда последняя хотела использовать случившееся как повод для приостановки доставки грузов северным путем.

В-четвертых, тема злосчастного конвоя неразрывно связана с атакой советской подводной лодкой «К-21» немецкого линкора «Тирпиц».

Инцидент с PQ-17, если говорить о войне в Арктике, для любителей истории чуть ли не самый популярный. Безусловно, масла в огонь добавил и советский писатель Валентин Пикуль, так как его роман о судьбе злосчастного конвоя вызвал всплеск интереса к истории PQ-17. И хотя историки критично относятся к его произведению, справедливо называя «документальную трагедию» Пикуля трагедией документов, роль в привлечении общественного внимания к судьбе PQ-17 оно сыграло.

Взрыв американского сухогруза «Мэри Лукенбах» на арктическом маршруте. Судно, шедшее в конвое PQ-18, снаряженном в сентябре 1942 года, было нагружено боеприпасами, которые сдетонировали после попадания немецкой бомбы

Нужно добавить, что проводка PQ-17 осуществлялась в момент, когда на советско-германском фронте для Красной армии сложилась критичная ситуация. В июле 1942-го вермахт начал наступление на Сталинград, пал Ростов-на-Дону, что открыло немцам дорогу на Кавказ. В это трудное время своевременная доставка военных грузов была бы очень кстати. 

Суда конвоя PQ-17 везли 300 самолетов, почти 600 танков, более 4000 автомашин и еще свыше 150 000 тонн различных грузов на 700 млн долларов. Этого бы хватило на снабжение военными материалами и техникой целой армии, а то и двух. 

Но конвой был распущен, а большая часть грузов пошла на дно вместе с уничтоженными немцами судами. Разумеется, в той ситуации, когда не только каждая единица техники, но и каждый снаряд был на счету, катастрофа с конвоем лишь усугубила ее. 

История PQ-17 важна для нас. Но не только потому, что она служит показателем недобросовестности некоторых официальных британских лиц, отвечавших за проводку конвоя. Она важна еще и потому, что потерянные грузы могли сохранить тысячи жизней советских военнослужащих, сражавшихся на фронте.

Главные опасности Мурманского маршрута

— Каким маршрутом двигались арктические конвои?

— Из-за количества льда в Арктике маршрутов у полярных конвоев было два — летний и зимний. Летом, когда лед отодвигался на север, конвои часто выходили из Исландии. Далее они проходили Датский пролив, затем остров Ян-Майен и потом шли прямо между Шпицбергеном и островом Медвежий, поворачивая на юг к советским портам после достижения 40-го меридиана восточной долготы. 

Преимущество летнего маршрута заключалось в том, что он проходил на большом удалении от Северной Норвегии, где находились аэродромы люфтваффе. Его минусом было то, что в летнее время в Арктике стоял полярный день, позволявший обнаруживать конвои немецкой воздушной разведке. 

Зимний маршрут был короче из-за спускающегося на юг арктического льда. Конвои выходили из Шотландии, огибали Норвегию и проходили между островом Медвежий и мысом Нордкап. Но, несмотря на это, зимний маршрут был безопаснее, так как в условиях полярной ночи конвои было сложнее обнаружить.

Часть потерпевших кораблекрушение с сухогруза «Вашингтон» на холодном каменистом «пляже» на Новой Земле. Моряки грелись у костров, сложенных из плавника, и питались гагами, которых им удавалось поймать

— С какими опасностями сталкивались моряки?

— Конвоям угрожали 5-й воздушный флот люфтваффе, подводные лодки и мощная группировка надводных военных кораблей, включавшая в себя линкор «Тирпиц». Эти силы были сосредоточены на аэродромах и морских базах в Норвегии. 

Главным козырем немцев был, конечно же, «Тирпиц». Он беспокоил военно-морское командование союзников, что хорошо известно из истории конвоя PQ-17. Первый морской лорд Великобритании адмирал Паунд однажды высказался, что если бы он сам командовал немецкими ВМС в Норвегии, то мог бы гарантировать Гитлеру, что ни один транспорт союзников до Мурманска не дошел бы.

Еще одним противником конвоев в Арктике была погода. Те, кто читал роман Алистера Маклина «Крейсер Его Величества “Уллис”», хорошо помнят, как характеризовал условия плавания в арктических водах корабельный врач Брукс. Ледяной ветер, студеная вода, адский холод не лучшим образом действовали на моряков (об этом мы подробно рассказывали в этом материале. — Примеч. ред.). Одним словом, Арктика — это не Средиземноморье.

«Корабли-призраки» — почему конвой так называли

— Корабли-призраки — почему часть транспортных судов назвали себя так после того, как рассеялся конвой? Помогло ли морякам то, что они покрасили суда в белый цвет?

— Определенно, морякам хотелось, чтобы уцелели и суда, и они сами. А для выживания в той ситуации было важно остаться не замеченными врагом. Поэтому неудивительно, что  они использовали такое слово как «призраки». Окрашивание бортов и надстроек транспортов в белый цвет стало маскировкой, которая должна была помочь трем транспортам и траулеру «Айршир» обмануть немецких пилотов в момент стояния во льдах. 

А раз они уцелели, притворившись призраками, значит, старания их команд не были напрасными. Маскировка сработала, мини-конвой «Айршира» переждал самое опасное время, после чего двинулся в путь и дошел по назначению, сохранив суда, грузы и жизни моряков.

Выжившие с потопленных союзных судов конвоя PQ-17 сходят на пристань в Архангельске, куда их доставили пришедшие на выручку советские корабли

— В состав конвоя входило 35 грузовых судов. В итоге 22 транспорта и два вспомогательных судна из состава конвоя были потоплены. Погибли 153 человека. Что помогло другим морякам добраться до Архангельска и выжить?

— Кому-то помогло мужество, кому-то удача, а кому-то и то и другое. Моряков с погибшего американского транспорта «Дэниэль Морган» подобрал советский танкер «Донбасс», и спасенные помогли экипажу отразить атаки вражеской авиации. Другие экипажи потопленных судов в основном или добирались на шлюпках до Новой Земли, или были подобраны кораблями эскорта PQ-17. 

Но не всем так везло. К примеру, храбрый экипаж транспорта «Эрлстон», отбивавшийся от атак авиации и подлодок, после гибели своего судна добрался на шлюпках до Рыбачьего, где и высадился. Увы, это место контролировалось немцами. 

Что же касается уцелевших судов, то большая часть из них смогла добраться до Новой Земли, откуда затем ушла в Архангельск под охраной британских и советских кораблей. 

Отдельного внимания заслуживает конвой лейтенанта Гредуэлла — три транспорта под охраной траулера «Айршир». Их морякам помогла выжить не только удача, но и смекалка, так как верно выбранная тактика ухода на север с маскировкой во льдах оказалась верным решением.

Шлюпки с выжившими с «Карлтона» в Баренцевом море. Снимок сделан с немецкой подводной лодки, экипаж которой позже взял в плен многих потерпевших кораблекрушение

— После трагедии конвоя PQ-17 тактика следующих была изменена. Как именно?

— В состав эскорта PQ-18 был включен эскортный авианосец. Однако его появление там не означало изменения тактики. 

Лишь с 1944 года включение одного или двух авианосцев в группу непосредственного прикрытия конвоя стало практиковаться постоянно. А в 1943-м британский флот лишь возобновил нахождение крейсерского прикрытия в районе между островом Медвежий и Кольским полуостровом во время проводки конвоя. 

Стоит пояснить, что после гибели крейсеров «Тринидад» и «Эдинбург» в 1942-м Великобритания решила не посылать крейсерское прикрытие в тот опасный район, о чем свидетельствует отвод крейсеров Гамильтона в истории с PQ-17. С конца 1942 года и до 1944-го крейсерские группы вновь стали сопровождать конвои на том отрезке пути с заходом в Мурманск или без него. С декабря 1943 года к непосредственному сопровождению конвоев до Мурманска  стали подключать и британские линкоры, что привело к уничтожению немецкого линкора «Шарнхорст». Также увеличили количество эсминцев и кораблей противолодочной обороны. 

Все это означало, что конвои стали охранять лучше. Кроме того, в конце 1942 — начале 1943 года союзники начали стабильно читать шифрованные радиограммы немецкого флота, что также сказалось на безопасности полярных конвоев.

Рубрики

Серии

Разделы

Издательство